Рекомендации воспитателям, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми. Гуманизм в отношениях между людьми Думаете гуманные отношения между людьми

Д ети с самого раннего возраста начинают проявлять интерес к своим сверстникам, уже в возрасте 2-3 лет дети способны устанавливать какие-то взаимоотношения друг с другом.
Взаимоотношения между детьми в младшем дошкольном возрасте уже носят избирательный характер, т.е. ребенок играет, дает игрушки, разговаривает с определенными детьми, хотя объяснить, чем вызвана симпатия еще конечно не может. «Друг» в таком возрасте меняется очень часто.
Начиная с возраста 4-5 лет , у детей начинают формироваться дружеские отношения. Обычно это проявляется в процессе игры, ведь именно игра является основной деятельностью ребенка. Посредством игры ребенок познает правила поведения, учится общаться и договариваться с другими детьми.
Ближе к старшему дошкольному возрасту ребенок уже вполне может обосновать выбор своего друга или, наоборот, объяснить свою неприязнь к кому-либо, дать характеристику: «Ваня добрый, нежадный», «Таня вредная, дразнится» и т.д. Себя же ребенок дошкольного возраста, как правило, оценивает очень положительно и желает оставаться таким. Это желание как раз и надо поощрять в ребенке, заостряя его внимание на положительных качествах
Чтобы каждый ребенок комфортно себя чувствовал в коллективе, очень важно, чтобы в нем царила дружеская, позитивная атмосфера. Конечно, в первую очередь это зависит от воспитателя. Не всегда на деле это удается. В каждой группе есть несколько детей, наиболее активных. Именно на них, как правило, и ориентируются воспитатели. Таких детей выделяют среди других. Это приводит к тому, что у «заводил» формируется желание во что бы то ни стало быть впереди, покровительственное отношение к другим, менее активным детям, завышенная самооценка. Другие же дети либо стараются любой ценой добиться «дружбы» лидеров, либо замыкаются (так называемые «тихони»). Таким образом, в некоторых детских коллективах у детей могут даже развиваться такие негативные качества как эгоизм, агрессивность, высокомерие и др. По поведению воспитанника в группе можно сказать, какими основными личностными качествами он обладает. В более старшем возрасте дети уже точно знают, что хорошо, а что плохо и как надо себя вести в той или иной ситуации. Но в коллективе часто реальные поступки детей расходятся с «теорией». Педагоги, психологи должны своевременно обращать на это внимание. Взрослые должны задавать образец поведения, при котором вырабатывается уважительное и доброе отношение к другим, и при этом ценностное отношение к себе.
В своем детском коллективе дети должны «пройти» все виды взаимоотношений между людьми, в том числе и ссоры, конфликты, их разрешение. Все эти моменты взаимодействия со сверстниками формируют у ребенка модель поведения в обществе, систему ценностей, умение понимать других, сопереживать другому человеку, в то же не бояться иметь свое собственное мнение, пусть даже отличное от мнения большинства.
Для того, чтобы у ребенка складывались нормальные дружеские отношения в коллективе, очень важно всегда «держать руку на пульсе». Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, знать, что его волнует и тревожит, есть ли у него друзья. Наблюдать за игрой несовершеннолетних с другими детьми, участвовать и организовывать детские игры, задавать тон взаимоотношениям между детьми. Всячески поощрять дружбу между детьми.

Воспитывать гуманные чувства у несовершеннолетних. Формировать представления о правдивости, о справедливости, о смелости, о скромности.
Формировать у воспитанников быть отзывчивыми к сверстникам, проявлять внимание к их переживаниям, оказывать помощь, радоваться успехам своим и товарищей, сопереживать в случаях неудачи. Развивать дружеские взаимоотношения.
Приучать детей выражать свое отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (проща-ния, приветствия, благодарности), то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого... (спасибо)», «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и Дании на прощание гово-рят... (до свидания)», «Но давно уже от... (имя ребенка) я не слышу слова... (здравствуйте), а слово-то какое, очень дорогое».
2. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения.

  1. «Улыбка» — дети сидят в кругу. Они берутся за руки и глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
  2. «Комплимент» — дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хва-лят его. («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя краси-вое платье...»). Принимающий кивает головой и говорит:«Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.

3. Для поддержания желания и совершенствования умения выражать свое настроение:

  1. предложите детям завести «Дневник настроения». В нем ребенок сможет изобразить явления природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные ме-шочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой — хорошее, до этого необходимо по-смотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, пе-чальном) настроении.
  2. предложите детям игры и упражнения «Передай настроение», «Малыш и Карлсон», «Собачка ждет ласки», «Подыши как…»
  3. «Лица» — дети рисуют на листе бумаги лица с различны-ми выражениями настроения: веселое, хмурое...;
  4. «Мимическая гимнастика» — дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;
  5. «Маски» — один ребенок изображает настроение при по-мощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;

«Глаза в глаза» — дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча передают разные эмоции.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств, на наш взгляд, является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Неверно было бы думать, что одно лишь постоянное общение с природой (экскурсии в лес, на реку, прогулки, рассматривание живописных полотен, иллюстраций и т. д.) способно пробудить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, а именно: проводить тематические прогулки, например, «Ещё прозрачные леса как будто пухом зеленеют», «Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые»; учить соблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни «Что в уголке природы тебе нравится больше всего? Правда, этот цветок необыкновенно красив?»; осознать, что красота никак не определяется утилитарным подходом, (многие дети считают: то, что красиво, то хорошо, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, необходимо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников ещё недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный («это нравится, а это нет») и субъективный (например, заяц нравится, потому что он пушистый и подвижный, ёж не нравится - колючий) характер.
Мы уже упоминали о прогулках и экскурсиях, во время которых дети учатся видеть красоту окружающего мира. Но их несомненная ценность состоит в том, что в процессе их дети приобретают навыки культурного поведения в природной среде, знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоём), так и созданной человеком (огород, сад, парк, сквер), учатся беречь и ценить её, понимают, что необходимо для растений и животных, за которыми они ухаживают в уголке природы и на участке.

Нравственный мир человека

Знаете такую пословицу: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". Мне бы хотелось немного ее изменить: "Скажи мне, есть ли у тебя друзья, и я скажу, кто ты".
Когда наступает праздник - Новый год, Первое мая, Седьмое ноября, - людям хочется встретить его вместе. Собираются так называемые компании. Они бывают очень разные у людей разного возраста. Девушки и юноши, естественно, хотят познакомиться с новыми людьми, и часто именно на таком праздничном вечере завязываются отношения, которые могут продолжаться всю жизнь: и дружба, и любовь...
Как обогатить свою жизнь радостью дружбы? "Товарищество - дружба - любовь" - вечная, излюбленная тема молодежных

Человека, меняющего свои воззрения из угождения первому встречному, мы признаем дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений.
Н. А. ДОБРОЛЮБОВ

диспутов, разговоров, вопросов, сомнений. Чего только не прочитаешь в сочинениях о дружбе!
"Друг - это тот, кому можно рассказать про себя все-все, и он поймет, не осудит, никому не перескажет". Верно? Кое-что, пожалуй, верно. Но не это, по-моему, главное в дружбе.
"Друг у человека бывает один-единственный. Это тот, для кого человек может забыть сам себя". Верно? По-моему, не очень.
"Если у человека много друзей - значит это очень хороший человек. Потому что в дружбе, как и в любви, нельзя только брать, не отдавая. А если у человека хватает сердца, чтобы отдавать его многим людям, - значит, он очень хороший". Верно? Да, очень, очень, на мой взгляд, правильно.
Три мнения, казалось бы, сходных и в то же время очень разных. Почему другу нужно обязательно рассказывать "все-все"? Помните Лермонтова: "...а душу можно ль рассказать?" И нужно ли? Даже самому близкому человеку можно не успеть или не суметь рассказать о себе всего, но, если он действительно друг, он так тебя знает, что и сам может догадаться, как ты поведешь себя в том или ином случае! Хорошо, что друг тебя поймет. Но - не осудит?! А кто же нас осудит, если не друзья? Кому же мы так поверим, как не нашим друзьям? От кого нам не обидно выслушать резкое слово, если не от друзей?
Другое мнение: друг бывает один-единственный. Почему? Разве оттого, что мы будем любить и уважать, скажем, трех наших друзей, каждый из них получит только треть нашей привязанности? Здесь арифметика не помогает. Как в сердце матери с каждым новым ребенком рождается новая любовь, так каждый друг занимает свое полноправное место в нашей жизни. И не надо для друзей забывать себя. Надо помнить их - только и всего. Но об этом мы еще поговорим - чуть позже.

Вот очень, по-моему, верно сказано: если у человека много друзей - значит, он хороший... Да, дружба требует душевных сил, и немалых. ...Она требует умения помнить - всегда, во всякую минуту жизни, - о том, что твои мысли, чувства, твоя забота, твое внимание, твои дела нужны и важны друзьям. И каждый твой поступок оказывается не только твоим: ответственность за него твои друзья разделяют с тобой, а ты - с ними.

Главное в дружбе, на мой взгляд, - безусловная вера. Вера в то, что мои, собственные мои дела важны для моих друзей, как их собственные. И вера моих друзей в то, что их дела важны для меня. Вера в то, что мы всегда в трудную минуту примем одно и то же решение. Что, если я ошибусь, друзья скажут мне об этом резко и прямо. Что мы никогда не сможем стыдиться друг друга. Что мои друзья гордятся мною, так же как я горжусь ими. Вот что такое, на мой взгляд, дружба.
Так дружить нелегко. Но "своя ноша не тянет", - говорит пословица. И мне жалко людей, которые растеряли где-то в молодости своих друзей, пожалели на них душевных сил. Я верю: у настоящего человека всегда есть силы для дружбы. Скажи мне, есть ли у тебя друзья, и я скажу, кто ты...

"Имя этой теме..."

Не смоют любовь ни ссоры, ни версты. Продумана, выверена, проверена.
Подъемля торжественно стих строкоперстый,
клянусь -
люблю
неизменно и верно!

Знаете, кто это написал? Конечно, Маяковский. Человек, который пронес через жизнь любовь, огромную, как его поэзия, как его голос, как его стремление к счастью.
Каждому ли это дано? Почему один человек проносит через всю жизнь одно чувство, высокое, благородное и счастливое, а другой мечется, калечит жизнь себе и другим, никому не приносит радости и так и умирает, не познав настоящей любви? Как ее найти, настоящую, единственную? Как сохранить ее, если нашел?
На все эти вопросы нельзя дать определенного, исчерпывающего ответа. Сотни книг величайших писателей, гениальные стихи, музыка, картины великих мастеров рассказывают нам о любви по-своему, не так, как 19*
рассказывали до них. Приходят новые поэты, новые художники, музыканты, философы и говорят свое, новое. Любви нельзя научить. Нельзя дать готовый рецепт: как завоевать любовь, как удержать, сохранить ее.
Но можно и нужно думать о любви, готовиться к ней, понять раз и навсегда: любовь - серьезная, и трудная, и счастливая проверка человека, его нравственных качеств.
Когда человеку двенадцать-тринадцать лет, он презрительно говорит о любви: "Чепуха, выдумки, очень мне это надо!" И, бывает, подсмеивается над влюбленными, пишет в неподходящих местах знаменитую формулу: "Галя + Витя = ?", кричит вслед проходящим юноше и девушке: "Жених и невеста!"
Через два-три года человек молчит. Он читает книги: у всех героев - любовь! Он смотрит фильмы: Гамлет любит Офелию, это понятно. А вот мать Гамлета королева Гертруда - она почему любит подлого Клавдия? Везде любовь: и в "Войне и мире", и в "Разгроме" Фадеева, в "Сереже" Пановой, и в том фильме, на который не пускают до шестнадцати лет. А почему не пускают? Значит, в любви есть что-то плохое, о чем нельзя знать детям?
У Маяковского есть такие строчки: "Это сквозь жизнь я тащу миллионы огромных чистых любовей и миллион миллионов маленьких, грязных любят". Вам надо знать об этом. Любовь бывает разная - в огромной, чистой любви нет ничего плохого, есть только прекрасное, только высокое. В "маленьких, грязных любятах" все низко, все мелко, все недостойно Человека.
12 августа 1964 г. в газете "Комсомольская правда" была напечатана большая статья известного вам всем драматурга Виктора Розова "Счастливой любви!" Писатель, знающий и любящий молодежь, поделился с ней своими мыслями о самом прекрасном, но и самом трудном из человеческих чувств. Что же пишет В. С. Розов?
"...Если любить способен каждый, то далеко не все умеют любить. Пожалуй, даже

Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.
Л. Н. Толстой

Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает. I Но и любовь - мелодия...
А. С. Пушкин

редко можно встретить человека, умеющего любить. У многих любовь протекает по принципу: "плыви, мой челн, по воле волн..." Уметь любить - это прежде всего умение не распускать себя".
И дальше В. С. Розов говорит: "Я рассматриваю любовь прежде всего как акт творчества. Настоящая и естественная любовь особенно способствует выявлению индивидуальности, особенности человека. И когда я говорю о любви, как об акте творчества, то включаю сюда и повышенную деятельность человека в самых разных ее проявлениях.
...Любовь может быть созидательной и
может быть разрушительной......Уметь в любви оставаться человеком благородным далеко не всегда легко. Здесь от человека требуются большие внутренние усилия. И красота, и достоинство измеряются в жизни и тем, как человек любит".
Вот обо всем этом вам нужно, необходимо задуматься. Оказывается, и любовь, как товарищество, как дружба, не приходит сама - ее надо заслужить, ее надо добиться, надо научиться любить. Можно создать свою любовь - чистую и возвышенную, а можно и разрушить. Зависит это от нас самих.

Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место.
А. И. ГЕРЦЕН

Посмотрите на эту девчонку. Вот она собирается на вечер. У нее самое модное платье, самые красивые туфельки, великолепная прическа. Она оживлена, глаза блестят, щеки горят - она прелестна, привлекательна. Конечно, она понравится кому-то. Конечно, кто-то проводит ее сегодня с вечера, а может, и завтра, и послезавтра, и через год. И кто-то из девушек, грустно стоящих сегодня у стены, позавидует ей, скажет: "Вот - родилась красивой, ей и счастье!"
Нет, красивыми не рождаются. Красивыми становятся. И мы еще ничего не знаем об этой девчонке. Может быть, любовь к ней погаснет так же быстро, как вспыхнула: с ней скучно, у нее ничего нет за душой - она вся на виду: платье, туфельки, прическа, а дальше что? Пустота. Может быть, так. А может, за внешней красотой скрыта в н у т р е н н я я, та, которую человек создает в себе сам. Может, жизнь ее полна интересов, дерзаний, мыслей, поисков, добра, благородства. И тот, счастливый, кому откроется этот мир внутренней красоты, уже не сможет уйти от

него, забыть о нем - он разделит этот мир. Возникнет любовь, огромная, чистая.
Вы поняли, как заслужить любовь? Внутренним, духовным. богатством, которое можно отдать любимому человеку. Отдавать не жалко. Ведь столько получаешь взамен! Это - простой секрет. Но не все о нем знают, вернее, хотят знать.
Чем духовно богаче человек, чем полнее его жизнь, тем интереснее, привлекательнее он для других людей. Чем больше может человек отдать добра, внимания, заботы, тепла, мысли, знаний, чувств, тем больше он и получит от других. Значит, умение любить - это прежде всего умение отдавать накопленные тобой духовные богатства. Научиться любить - значит научиться быть хорошим человеком.
Тот, кто не умеет любить, никогда не поймет этого. Он тоже может испытать любовь, но она не будет благородной, не поможет ему жить, работать, проявлять свою индивидуальность в творчестве. Она не принесет радости. А настоящая любовь - всегда радость, даже если она не взаимная. Потому что это радость отдавать себя любимому человеку, думать о нем, заботиться, помнить каждую минуту, нести перед ним внутреннюю ответственность за свои поступки! И в настоящей любви нет места недоверию, отчаянию, обидам, злобе... Настоящая любовь благородна: она вся-стремление к счастью того, кого ты любишь.
Есть люди, не испытавшие настоящей любви и потому в нее не верящие. Для них все просто. Чего там - внутреннее богатство, духовная близость, умение быть другом любимому человеку, отдавать ему свои мысли, чувства, свое время, свое творчество. Это все слова! А на самом деле: понравились друг ДРУГУ - полюбили; разонравились - разлюбили, чего тут сложного! Эти люди - циники. Они ни во что не верят.
Есть другие. О эти борцы за нравственность! Ходят, например, мальчик с девочкой вместе в школу и из школы - "Ах, бесстыдники! С таких лет влюбляться! Безобразие!" А может, дружат, да и все! Этого наши защитники нравственности не понимают. Или: полюбил седеющий человек немолодую женщину. "Интересно, какую выгоду он преследует"? А может, в жизни этих немолодых людей столько было боли и радости, и одиночества, и поисков - такое накопили они богатство, так щедро одарили им друг друга, такое счастье друг другу принесли... "Еще бы, счастье! Просто у нее отдельная квартира. Нехорошо, стыдно: как это можно - полюбить в сорок лет!" Люди, которые так говорят, - ханжи. Они вредны, потому что на словах защищают любовь, а на деле губят ее. Не надо верить ни циникам, ни ханжам. Не надо их слушать.
Есть любовь! И в шестнадцать лет и в сорок. И, пожалуйста, не смейтесь над влюбленными - уважайте их. Ничего нет выше любви, недаром Горький сказал: "Все прекрасное на земле произошло от любви к женщине".
А та строчка, которой названа эта глава, - знаете, откуда она? Ею кончается один из самых потрясающих гимнов любви, созданных человечеством: вступление к поэме Маяковского "Про это". Вот конец вступления:

Эта тема пришла,
остальные оттерла
и одна
безраздельно стала близка.
Эта тема ножом подступила к горлу.
Молотобоец!
От сердца к вискам.
Эта тема день истемнила, в темень
колотись - велела - строчками лбов.
Имя
этой
теме
.....

Каждый, кто читает эти стихи, договаривает в уме - нет, не в уме, а скорее в сердце своем: "Имя этой теме - любовь". Но поэт не написал слова, которое мы договариваем в своем сердце. Оно слишком высоко и чисто, чтобы произнести его... Подумайте над этим. Не нужно "болтать" о любви, лучше хранить в своем сердце бережное уважение к ней, тогда она придет к тебе, счастливая и чистая.

Мама, папа и я...

От разговора о любви мы, естественно, перейдем к разговору о семье; ведь именно в семейных отношениях полнее всего проявляется это чувство: и материнская, и отцовская, и братская любовь, и, конечно, прежде всего любовь между мужчиной и женщиной.
Вы слышали, вероятно, рассказ о маленькой девочке, сказавшей матери: "Тебе легко было выходить замуж, ты ведь за папу выходила, а мне надо будет за чужого!" Эта девочка маленькая. Но и в более взрослом возрасте нам бывает трудно представить себе, что наши родители были когда-то чужими людьми, настолько они едины в нашем представлении. Как достигается это единство? Как создается семья? И не рано ли вести разговор об этом с вами, еще даже не имеющими паспорта? Да и не принято как будто говорить об этом с подростками... Мне кажется, с вами нужно говорить обо всем, о чем вы сами думаете. А разве вы не думаете о семье, о браке, разве вас не волнует, как построить и сохранить семью?
То естественное единство, которое вы видите у ваших родителей: единство взглядов, вкусов, мнений, образа жизни, даже привычек - оно не пришло само, оно создавалось долгие годы, создавалось потому, что мама и папа старались в чем-то уступить друг другу, в чем-то убедить друг друга, потому что каждый из них учился больше думать и заботиться о другом, чем о себе.
А сколько семейных трагедий происходит именно потому, что люди не умеют быть внимательными друг к другу, ставить интересы другого выше своих! Этому умению можно научиться и в вашем возрасте - вот почему имеет смысл говорить с вами о семейных проблемах уже сейчас.
Умеем ли мы думать о наших родителях больше, чем о себе? Мы так часто обижаем их невниманием просто потому," что не научились быть внимательными. Мелочи, пустяки: сын не пришел вовремя обедать, обещал сходить в магазин и не сделал этого, забыл убрать свой стол или свою комнату... А ведь у матери были свои дела, ей пришлось бросить или отложить их, чтобы "подстроиться" к сыну. Мать сумела подумать о сыне - а он о ней? Это мелочи, да, но они воспитывают характер. Научившись преодолевать себя в мелочах, помнить о родителях, об их времени, об их беспокойстве за тебя, ты готовишь себя к тому, чтобы и в своей будущей семье уметь заботиться и помнить о другом человеке!
Вы видели не раз, наверное, как встречают мальчики мам, пришедших в школу: проходят мимо, бочком, сторонкой, как незнакомые. А почему? Да из самого обыкновенного страха: чтобы не сказал кто-нибудь, что они маменькины сыночки. Страх перед глупой мальчишеской болтовней оказывается сильнее желания сделать приятное матери!
Однажды я видела, как встретил в школе свою мать мой ученик, девятиклассник. Он бросился навстречу матери, снял с нее пальто, бережно повел по лестнице... Этот мальчик гордился своей матерью, и мать гордилась им - так приятно было смотреть на них!
В семье их было четверо: отец, мать и два сына. Отец научил своих мальчиков с детства: мать в семье главная. Нас трое, а она - одна. Мы ее оберегаем, мы ею гордимся, мы помогаем ей чем можем. Все хозяйственные дела были в этой семье поделены поровну - у матери оставалось время, чтобы читать, интересоваться искусством, заниматься спортом, думать, дружить с разными людьми, в том числе с собственными сыновьями, любить отца...
В хорошей семье непременно есть свои традиции: семейные праздники, обычаи, распределение обязанностей... Но часто дети, подрастая, ломают эти традиции: перестают помогать родителям, нарушают семейные привилегии. Бывает и так: выросший сын намекает родителям, чтобы они ушли куда-нибудь, у него, видите ли, день рождения, у него соберутся товарищи, маме с папой незачем при этом присутствовать... И не понимает этот сын, что сам, своими руками разрушает то, что с любовью, с вниманием создали родители: семью.
В вашем возрасте иногда кажется, что любовь бывает в двадцать, ну, в двадцать пять лет. А у более старших людей какая уж там любовь! Приглядитесь к своим родителям. Вы увидите: они любят друг друга. Они сохранили и пронесли эту любовь через годы и трудности, теперь вы выросли и должны тоже охранять, тоже беречь их чувство.
Дело не только в том, чтобы освободить маму и папу, дать им побыть вдвоем, хотя и это важно. Уважайте их любовь, храните ее: не заставляйте своих родителей волноваться, ссориться, беспокоиться из-за вас. Берегите созданные ими семейные традиции и обычаи. А когда станете взрослыми, когда у вас самих будут дети, научите их с детства: семью надо строить, сама она не построится. Научите их беречь и уважать любовь, вашу и свою, будущую.

Что такое счастье?

Мы подходим к концу нашего разговора. Помните, мы уже задавали себе этот вопрос: для чего живет человек, в чем его счастье?
"Человек создан для счастья, как птица для полета" - сказал на рубеже нашего и прошлого веков писатель огромной доброты и честности - В. Г. Короленко. А вот эти слова Гайдара вы и сами прекрасно помните: "Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной".
Карл Маркс на вопрос, что такое счастье, ответил кратко: борьба!
Что же - все они говорили о разном? Нет, об одном и том же. Потому что все они настоящие люди. Счастье настоящего человека - в борьбе за честность, за справедливость, за яркую, полную и богатую жизнь для всех; счастье в том, чтобы любить свою страну и свой труд отдавать ей! В том, чтобы с каждым днем делаться лучше, добрее, благороднее, чище, больше знать, больше уметь; счастье - в дружбе, в любви, которая помогает тебе жить, работать, думать, искать и творить.
Мы с вами уже видели, как изменялся с веками нравственный мир человека. Изменялось и его представление о счастье. Для далеких наших предков счастье было очень, с нашей точки зрения, узким: добрая природа - вот, пожалуй, и все. Чем богаче становился нравственный мир человека, тем шире, разностороннее, богаче становилось и его представление о счастье: возникла мечта о справедливости, о равенстве, о братстве всех людей, о мирных и честных отношениях между ними, о взаимопомощи людской...

...Самое великое счастье в жизни человека - это те чувства, которые ты можешь дать людям и люди тебе - твои близкие и далекие, тебе подобные.
Ф. ДЗЕРЖИНСКИЙ

Мы с вами живем в стране, где эта мечта человечества осуществилась. Что же, значит, людям уже не о чем мечтать, некуда развиваться? Что же ждет нас в будущем?
"Я выхожу из дому и сажусь в автобус. Он, конечно, бесплатный. Приезжаю в город. Иду по городу - все магазины, столовые, кафе, рестораны, кино, театры - все открыто и все совершенно бесплатно. В магазине каждый берет что хочет. Я выбираю новый радиоприемник. Робот отнесет его ко мне домой... Выхожу из магазина, иду в кино. По дороге встречаю товарища, он невеселый: съел шесть порций мороженого и простудился. Я его провожаю в аптеку. Там робот выдает нам лекарство, мой товарищ моментально поправляется, и мы идем в кино".
Так описал картину счастливого будущего один - правда, небольшой - мальчик. А мне что-то так скучно стало читать это описание! Роботы, магазины, бесплатное мороженое - разве это и все, к чему мы стремимся? Неужели только за это мы боремся?
В журнале "Костер" за 1963 год напечатаны главы из книги Юрия Яковлева "Зеленая лампа и Красная звезда". Эта книга рассказывает о жизни в будущем, и вот там тоже некоторые "юные наблюдатели" увидели в будущем только кнопки, которые надо нажимать. Нажал раз - обед, нажал другой - убрали посуду, нажал третий - готов костюм. А дальше почитаем вместе:
"...и вдруг я чувствую, что привык к бесплатной жизни. Привык не лезть за деньгами в карман. Привык не ждать сдачу. Бесплатный хлеб стал для меня таким же, как бесплатная вода, бесплатный воздух, даровое солнце. И я уже позабыл, как выглядят деньги. И научился нажимать кнопки.
И то, что вокруг меня все бесплатно и легко, не делает меня счастливым. А коммунизм - это же счастье!"
Но вот герои книги видят еще кое-что в будущем: плачущую старую женщину - у нее пропал сын, улетевший на далекую планету; ученого - он трое суток работал, "его валит с ног усталость, а он не покидает своего рабочего места". Никто не заставляет

Никогда еще невежество никому не помогло!
К. МАРКС

людей будущего идти навстречу опасностям и усталости; они сами делают это - в этом жизнь, счастье! Герои книги увидели в будущем людей, "которым предстоит бороться, открывать, творить. А это никогда не было легким делом".
Мне очень понравилась эта книга; в ней сказано самое важное: коммунизм - это счастливая жизнь, но это не легкая жизнь. Счастье в том, чтобы было трудно, чтобы преодолевать эти трудности, бороться с ними - и побеждать. А чтобы победить, надо быть сильным, честным и благородным, надо многое знать, уметь дружить и любить-
Значит, и человеку будущего будет нужно все то, о чем мы с вами говорили. А ведь люди будущего - это вы. Вам предстоит жить в коммунистическом обществе. Готовьте же себя к тому, чтобы построить это общество и войти в него полноправными членами. Обогащайте свой нравственный мир сегодня, сейчас. Этим вы приблизите наступление коммунизма.

Подведем итоги...

Все ли мы сказали о нравственном мире человека? Разумеется, нет! Ведь эта тема безгранична, над ней можно думать, о ней можно спорить, ее можно исследовать целую жизнь. Мы только наметили проблемы, над которыми каждому еще не раз придется задуматься.
К каким же выводам мы пришли?
Прежде всего: нравственный мир человека не остается неизменным. Он изменяется в зависимости от условий жизни общества. И, значит, самый чистый, самый богатый, самый прекрасный нравственный мир будет у человека коммунистического общества.
Нравственный мир человека нашей эпохи, нашей страны богат и разнообразен. Понять его помогает нам Программа КПСС, моральный кодекс строителя коммунизма. Выполняя требования Программы, морального кодекса, мы готовим себя к будущему.
Гражданин нашей страны должен быть духовно богат. В его нравственный мир должно входить творческое отношение к труду, образованность, умение выбрать свое призвание, любовь к природе, понимание искусства...
Гражданин нашей страны должен л ю-бить людей, уметь заботиться о них, быть хорошим товарищем, верным другом, уметь любить, строить семью.
Счастье гражданина нашей страны - это борьба за светлое будущее всех людей на земле.

Н.Г. Долинина

Размещение фотографий и цитирование статей с нашего сайта на других ресурсах разрешается при условии указания ссылки на первоисточник и фотографии.


Понятие гуманизма, как общественного явления, впервые появилось в эпоху Возрождения.

К тому времени человечество накопило довольно весомые достояния в культуре, искусстве, природни-чих и общественных науках. Это была эпоха возражения норм жизни середньовичча с его жестокостью людей один до одного, к природе, межгосударственными войнами, перехода к новым отношениям. Таким образом в истории человечества появилась новая идеология, которая начала отстаивать наилучшие стороны в отношениях между людьми, которая возражала неровность людей в финансовому, имущественному и других отношениях. Идея гуманизма заключается в закреплении норм человечности в обществе, в освобождении человека от рабского, феодального способа мышления. В дальнейшем понятие гуманизма распространилось и на межнациональные, мижрасови и межгосударственные отношения людей. Идея гуманизма к тому времени не была новой. Много тезисов, которые отстаивает гуманизм воплощались в религиозных учениях разных народов мира. Об этом, например, свидетельствуют славнозвистни заповеди Библии (не убей, не укради и т.д.). Первейшим его носителем в те времена был писатель той эпохи- Петрарка.

Из времен появления идеи впрвадження гуманных отношений между людьми, нациями, государствами понятия гуманизма не изменило своего значения в процессе развития человеческой цивилизации. Однако все это время идеи гуманизма противостоит антигуманизм. Об этом свидетельствует мировой опыт всьго человечества с его численими конфликтами, войнами, бунтами. опустошающими революциями. Даже в наше время мы являются свидетелями таких войн. Это война в Югославии, война в Чечни, Дагестане, Индии и другие войны. Безусловно войны нельзя отнести к гуманным проявлениям человеческих отношений, наввпаки они есть протигуманними. Ведь на войнах гибнут люди, а внаш время развитых военных технологий над человечеством нависает угроза уничтожения природнього среды и уничтожение человечества вообще. Весь ход мировой истории свидетельствует о том, что игнорирование идей гуманизма приведет человечество к глобальной катастрофе- уничтожению жизни на Земле. Таким образом желательным для всего человечества есть поддержка и развитие идеи гуманизма и борьбы с антигуманизмом. Все же человечество в наше время сознает всю опасность войн, как крайнего олицетворения антигуманизма и в лице мирового сообщества старается бороться с этим отрицательным явлением. Этими пробле-мами занимаются такие межгосударственные организации как ООН, ОБСЕ и прочие. Благодаря ним припи-нено межэтнический конфликт в Югославии, решаются проблемы взаимоотношений между наро-дами Израиля и Палестины. Международное сообщество старается уменьшить накал протисто-яння между Южной и Северной Кореей, между Индией и Пакистаном. Идея гуманизма в наше время проявляется и в актах межнациональной поддержки наций и государств в борьбе со среди-народным терроризмом, в случаях стихийных бедствий (засухи, землетрясения, техногенные катастро-фи). Все мы являются свидетелями предоставления финансовой и материальной поддержки международного пения-общества Украине для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а в эти дни - Турций для ликвидации последствий землетрясения, предоставление моральной и материальной помощи странам, которые развиваются в преодолении отсталости от других стран мира.

В результате современного развития истории мы наблюдаем увеличение влияния идей гуманизма в международной жизни и жизни народов нашей страны. Значение этих идей очень важное во внутренней жизни каждой страны. Осознание этого властью нашей страны разрешает избегнуть сер"йозних конфликтов между разными пластами населения, разными нациями,

прервести отношения между людьми в цивилизованное русло.

Поэтому для того чтобы идея гуманизма приносила свои плоды и была жизнеспособной необходимо сделать так, чтобы она стала нормой жизни каждого человека. Для этого любой из нас должен руководствоваться идеей гуманизма в быту, в отношениях между друзьями, с родителями, учителями. В чем же заключается выполнение требований гуманизма в повседневной жизни? Ответ простой: это доброжелательность, вежливость, человечность, уважение к старшим, сочувствие чужому горю, взаимопомощь, доброе отношение к природе в осби животных и растений. Ведь если любой из нас будет руководствоваться этими принципами в школе, дома и на улице, то это станет обычным поведением для нас. Это и буде ручательством развития нашего общества в желательном направлении- направления согласия в обществе, мира во всем мире.

Гуманность в наше время стала редким явлением. Некоторые люди даже не знают, что значит это слово. Вообще в переводе с латыни гуманность означает человечность, то есть умение уважать и признавать ценности человечества, достоинство каждой личности.

Чтобы убедиться в том, что современное общество очень далеко от гуманности, стоит просто проехаться в общественном транспорте в «час пик», когда уставшие и агрессивно настроены друг против друга пассажиры готовы подраться за свободное место. В такие моменты начинает казаться, что такая черта характера, как гуманность, лишь красивая выдумка, но, к счастью, это не так. В мире до сих пор остались лица, способные бескорыстно жертвовать чем-то ради общества, способных уважать и любить не только близких, но и незнакомых людей. Например, гуманной, по моему мнению, можно назвать известную актрису Анжелину Джоли, выполняющая обязанности посла доброй воли ООН и действительно заботится о детях-сиротах, жертвует большие средства на их содержание и даже усыновила нескольких малышей.

Тема гуманности широко отражена в мировой литературе. Например, в рассказе М. Горького «Данко» главный герой вырывает свое сердце из груди для того, чтобы осветить путь людям. Также проблему человечности поднял в своем бессмертном произведении «Фауст» гениальный немецкий писатель Гете. Он показал, что человек становится на самом деле счастливым лишь тогда, когда посвящает себя труду в пользу других.

Итак, я считаю, что гуманность — это чрезвычайно редкий дар, который нужно беречь потому что, имея его, человек действительно становится Человеком.

Гуманность — это уважительное, доброжелательное, сочувственное отношение к людям, умение быть сдержанным в оценке их поступков.

Развитие гуманизма уходит своими корнями во времена Возрождения. Именно тогда высказали мнение о том, что человека надо уважать и ценить таким, каков он. В наше время эти идеи через средства массовой информации широко пропагандируют и политики, и звезды.

Гуманность, прежде всего, предполагает снисходительное отношение к проступков окружающих, ведь ни один человек не застрахован от ошибок. Даже преступники имеют право на второй шанс, право искупить свою вину. Поэтому, я считаю, что отмена смертной казни стала еще одним шагом на пути развития гуманного общества.

Синонимом гуманности есть человечность, т.е. способность сочувствовать и помогать окружающим. В международном масштабе этот аспект проявился после Чернобыльской катастрофы. Тогда Куба абсолютно бесплатно организовала специальные лагеря для лечения и оздоровления украинских детей, пострадавших в результате той страшной аварии.

Важной и наше время является пропаганда гуманного отношения к ВИЧ-инфицированных, потому что общество за недостаточной информированности об этой болезни просто отворачивается от таких людей.

Поага национальных и общечеловеческих традиций и ценностей тоже является составной гуманности. Например в поэме И. Котляревского «Энеида» сказано, что во время войны между туром и Энеем по их взаимной договоренности бои на время прекращали, чтобы каждый народ мог достойно похоронить погибших воинов.

Следовательно, гуманность — это, прежде всего, взаимное уважение и человеческое отношение друг к другу. А без этого невозможно построить высоконравственное общество и крепкое государство.

Гуманистическое отношение человека к человеку.

Гуманистические идеи отношения человека к человеку в социальной педагогике требуют особого внимания.

Это ярко отразил в своих произведениях А.В. Суворов. Рассматривая понятие гуманизма , он сравнивает его с понятиями милосердия и благотворительности . Милосердие - это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия; благотворительность - деятельность, направленная на оказание безвозмездной помощи человеку, нуждающемуся в ней.

Казалось бы, в отношении людей, которые имеют отклонения в развитии, гуманное общество должно проявлять заботу в виде благотворительности и милосердия. Однако в своих работах А.В. Суворов иначе оценивает эти проявления общества. Милосердие по отношению к инвалиду он понимает как жалость. Гуманизм же - это сочувствие ему как человеку, попавшему в несколько более сложное положение, чем другие люди.

Рассмотрим принцип гуманизма на примере отношения к людям с ограниченными физическими и психическими возмозностями.

"Милосердие - это односторонняя опека инвалида, превращающая его в объект обслуживания. Тем самым инвалид лишается всех прав, кроме одного - "права" на благодарность за благодеяние, за то, что вообще из "милосердия" ему позволено физически существовать. Гуманизм - это совместное (помогающих и нуждающихся в помощи) осмысление и решение всех возникающих проблем. Милосердие, по его мнению, фактически разделяет людей инвалидов и неинвалидов: "они"- большой мир нормальных людей и "мы» - убогий инвалидный мирок, общечеловеческая культура и инвалидная субкультура.

Гуманизм - наоборот - это интеграция, объединение. Слияние всех людей в одном общечеловеческом коллективе, где у каждого временно или постоянно могут быть какие-либо трудности, проблемы, независимо от того, какой это человек. Только решение этих проблем может происходить по-разному с учетом особенностей того или иного человека. Гуманизм — это принципиальное признание равенства всех и личностной полноценности, осуществляемое вопреки, но с учетом тех или иных отклонений.

Таким образом, по мнению А.В. Суворова, инвалид воспринимается милосердием как пассивный объект обслуживания, в случае же гуманизма - как активный и даже главный решатель собственных проблем при помощи и взаимопомощи окружающих.

К сожалению, в нашем обществе распространено отношение к инвалиду именно как к человеку, который нуждается в милосердии. Такое отношение общества к людям с проблемами, действительно, выделяет их в особую группу, в то же время это формирует определенную, иждивенческую психологию у самих этих людей, ориентированную на получение от общества и конкретных людей каких-либо привилегий, льгот, благотворительности.

Гуманное отношение к этой категории людей требует, прежде всего, достойного, равноправного отношения к ним, в котором милосердие может и должно выступать как помощь в преодолении трудностей, возникающих у инвалида.

То же самое можно отнести к детям, имеющим отклоняющееся поведение. Такие дети у большинства населения вызывают чувства жалости и сострадания и поэтому первое желание - проявить благотворительность. Не случайно дети, попадающие в приемники-распределители (центры временной изоляции детей) от каждого посещения взрослых ожидают, какие подарки им принесут. И на это направлена деятельность общества. Представители различных конфессий, представители властных структур, просто граждане, желающие помочь таким детям, прежде всего, оказывают им материальную помощь, тогда как гуманное отношение к этим детям требует уважения к ним, признания их человеческого достоинства, поиска путей, помогающих им преодолеть свои проблемы. Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в способности ребенка, общение с детьми, основанное на доверии, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам. Гуманное отношение предполагает уважение права ребенка на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения.

Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:

1. достойного отношения общества ко всем людям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;

2. признания права каждого человека быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать - значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;

3. помощи человеку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции "Я сам", желания самому решать свои проблемы;

4. понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь людям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для людей и люди открыты для общества;

5. стремления не выделять людей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных людей; если мы хотим подготовить инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких людей с другими людьми.

Итак, гуманистическое отношение человека к человеку предполагает признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития человека, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.