Методическое выступление "Духовно — нравственное воспитание на уроках биологии". Духовно-ноавственное воспитание на уроках биологии Духовно нравственное воспитание на уроках биологии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии

подготовила

учитель биологии и экологии

Шевцова Елена Александровна

г. Кулебаки

201 3 г.

Духовно-нравственное воспитание.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, где формируются ценности личности и реализуются духовно-нравственное развитие и воспитание. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Базовые национальные ценности:

Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

«Духовно- нравственное воспитание обучающихся на уроках биологии»

Сухомлинский писал: «Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть». Самой доступной и реальной основой для осуществления этого является интеграция образования на основе меж предметных связей с такими предметами, как музыка, литература, изобразительное искусство, трудовое обучение, этика, эсте­тика и др.

Уметь видеть природу - первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и научить нужно ребенка видеть все вокруг себя. Воспринимается далеко не все, что отпечатывается на сетчатке глаза, а лишь то, на чем мы сосре­доточиваем внимание, о чем думаем. Мы годами можем встречать человека, ежедневно беседовать с ним и не знать, какого цвета у него глаза. А ведь сетчатка нашего глаза это отражает. Да, сетчатка, а не сознание. Детей надо учить умению видеть. Это значит, что надо не только показать, но и учить описывать увиден­ное словами, подводить ребенка к высказыванию своего отношения к увиденному. Рассмотрим несколько примеров.

На уроке биологии в VI классе по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака: Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко. Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти они не станут.

Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения, а также продолжить формирование у детей бережного отношения к при­роде.

Обучению видения природы во многом помогает живопись. Замечательные полотна отражают русскую природу. На душу ребенка картина оказывает огромное воздействие.

Во время весенней экскурсии в природу (лес, луг, роща, сад) в ответ на попытку ребенка поймать красивую бабочку учитель привлекает к ней внимание ребят, вспоминая слова Аксакова о бабочке: «Из всех насекомых, населяющих божий мир, из всех мелких тварей, ползающих, прыгаю­щих и летающих, - бабочка лучше, изящнее всех; это поистине порхающий цветок, расписанный чудными, яркими красками, блестящий золотом и узорами, не менее прекрасными и привлекательными; это милое, чистое создание, питающееся соком цветов. Как радостно первое появление бабочек весной! Какое оживление они придают природе, только что просыпающейся к жизни после жестокой и продолжительной зимы». А далее следуют слова учителя о том, что это крохотное создание перезимовало и вылетело погреться. Он предлагает детям рассмотреть бабочку повнимательнее, но уже думая о словах, которые только что услышали, И бабочка, как по заказу, «демонстрирует» перед ними свой божественный наряд. Таким образом, учитель вначале дает возможность не только посмотреть, но и уви­деть биологический объект, а затем уже говорит о его назначении в природе (обязательно) и значении в жизни человека.

У христиан бабочка иногда изображается сидящей на руке младенца Христа и символизирует возрождение и воскресение души.

Воспитание патриотизма через проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время.

Я считаю, что одна из основных задач биологического воспитания - воспитание патриота и гражданина, человека с активной жизненной позицией, новым мышлением, а не просто с огромными, но бесполезными знаниями. Этого требуют современные условия жизни, быстро меняющаяся обстановка. Только активно действующий гражданин может адаптироваться в современных условиях, участвовать и изменять жизнь своей страны. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданами, - все это составляет содержание процесса социализации, т. е. «процесса формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» (Н. Смелзер, американский социолог).

Такая работа развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает учащихся перспективами природоохранной деятельности, формирует у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде. Дети обучаются правильному поведению и деятельности в природе, выявляют случаи негативного отношения к ней.

Нам, биологам, в руки дано мощнейшее средство для патриотического воспитания ребенка - природа.

Уметь видеть природу – первое условие воспитания через природу. Надо научиться самим и научить ребенка видеть красоту в окружающем мире, ценить и беречь её, гордиться красотой родного края.

Для решения этих задач я использую новые педагогические технологии – проектную и исследовательскую.

Этот вид деятельности помогает воспитывать активную гражданскую позицию, оказывает большое влияние на становление личности ребёнка, формирование его мировоззрения, убеждений, высоких чувств к родному краю, стране, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма.

Проектная деятельность даёт возможность представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования.

Могу привести такие примеры.

Как сберечь деревья – Красильникова Т., Берсенева Ю., Юдина А. - заняли 2 место в области.

Международная Акция «Сделаем мир чище» - 7,8 классы.

Ежегодно школьники принимают участие в конференциях разных уровней и по результатам участия получают высокие оценки. Темы, которые поднимают в своих работах обучающиеся, очень актуальны, носят исследовательский и творческий характер. В работе используется краеведческий материал, что позволяет воспитывать у обучающихся гражданское самосознание, чувство ответственности за судьбу своей малой Родины.

Учитель учит детей не только видеть природу, но и слышать ее. Недаром говорят, что классическая музыка берет начало в музыке природы.

Мы должны приложить все усилия для того, чтобы школьники поняли главное: биосфера - целостное образование, и мы, при всей нашей гордости и разумности, лишь ее часть. И, если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны сохранить основу нашего существования - природу Земли. Пусть девизом в жизни человека станут священные слова «СПАСИ И СОХРАНИ!» Только обращение это не к Господу Богу, а ко всем ныне живущим.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним!

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

(Н.Старшинов)

Список использованной литературы

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я.,. Кондаков А.М, Тишков В.А. - М.: «Просвещение», 2009

2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с., 2009.

Воспитание гражданственности на уроках биологии.

Работу выполнила:

учитель биологии и

химии Пичугина Н.В.

Начало XXI столетия стало переломным моментом в развитии гражданского образования. Вопросы его реализации находятся в центре внимания международных организаций ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы, в документах которых подчеркивается ведущая роль гражданского образования, как условия развития демократии, гражданского общества, соблюдения прав и свобод человека. Интерес к проблемам гражданского образования в России во многом обусловлен содержанием переживаемого ею периода истории, связанного с построением правового государства, гражданского общества, эффективной рыночной экономики. Все это требует переосмысления целей и результатов образования. Необходимо функции школы расширить таким образом, чтобы она несла основную нагрузку не только в образовательном, но также и в воспитательном процессе формирования человека-гражданина.

Закон РФ «Об образовании» определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине. В «Концепции модернизации Российского образования» сказано, что важнейшими задачами школы является гражданское, патриотическое, нравственное воспитание с учетом общечеловеческих ценностей и российского варианта их воплощения. Важно отметить, что в педагогический науке накоплен значительный практический опыт воспитания гражданственности молодежи.

Становление гражданской позиции школьника возможно только в гражданском обществе, которое его окружает. Если ребенок постоянно видит нежелание окружающих принимать самостоя-тельные решения, активно менять жизнь к лучшему, то и от ребен-ка нельзя ждать большего. Именно поэтому роль школы в воспи-тании активной жизненной позиции так велика. Биология - это наука о жизни, а жизнь, как известно, у человека одна, и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой жизненной ситуации. Ключевым моментом гражданского образования является разработка моделей решения общественных проблем - как активное познание жизни.

Необходимость формирования уже в базовом образовании востребованных на сегодня компетентностей, инновационного поведения, требует создания возможностей для реализации новых методических механизмов гражданского становления личности не только на уроках гуманитарного цикла, но и через познание биологии.

Сухомлинский писал: «Природа — сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть».

Пересматривается прошлое, тревожит настоящее, пугает своей неопределенностью будущее. Историю судить нельзя, ее надо изучать. Другого Отечества и другой истории у нас не будет. Воспитание гражданина неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других стран. Все элементы воспитания при обучении биологии тесно связаны между собой. Например, воспитание мировоззрения связано с экологическим воспитанием, ценностным отношением к живому миру и окружающей среде; трудовое воспитание — с культурой труда и эстетикой; этическое воспитание — с экологическим, с трудом в коллективе; духовность — с патриотическим и гражданским, гуманистическим, культурологическим и экологическим.

В этом плане школьный курс биологии предоставляет большие возможности, которые, на мой взгляд, можно разделить на 5 групп: 1. Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями русских ученых в биологии. В 8 классе при изучении темы «Иммунитет» рассказ о русском ученом И.И.Мечникове, создавшем учение об иммунитете. В 1903 году Мечников был удостоен Нобелевской премии за открытие иммунитета. Не раз, рискуя собственной жизнью, он проверял действие микробов тифа, впрыснув себе кровь больного, заражал себя микробами холеры. В 1886 году Мечников открыл в России первую бактериологическую станцию. Он получал и применял различные вакцины и сыворотки против сибирской язвы, холеры и других болезней. Наша страна гордится заслугами ученого перед наукой. В 8 классе в темах «Введение», «Опора и движение» рассказ об отечественном ученом, чудесном докторе, блестящем хирурге, Пирогове Николае Ивановиче. Он впервые в мировой хирургии применил эфир для наркоза; йод, спирт для предупреждения нагноения ран. Создал бальзамирующее средство. На его счету много работ в области хирургии. Николай Иванович открыл музей патологической анатомии. Он изучал действие эфира на животных, затем на здоровых людях. Провел 50 операций под эфирным наркозом. За время войны на Кавказе выполнил 700 операций, из них 400 - под эфирным наркозом, 300 операций - под хлороформом. В 11 классе при изучении темы «Доказательства эволюции»обязательно необходим рассказ о русском биологе, одном из основоположников сравнительной эмбриологии и физиологии, экспериментальной и эволюционной гистологии Ковалевском Александре Онуфриевиче (1840-1901).Он установил общие закономерности развития позвоночных и беспозвоночных животных, распространив на последних учение о зародышевых листках, чем доказал взаимное эволюционное родство этих групп животных. Открыл фагоцитарные органы у беспозвоночных и показал их роль в метаморфозе насекомых.

2.Изучение биографии великих русских ученых, внесших большой вклад в развитие биологии.На своих уроках при изучении различных тем я обращаюсь к истории нашей отечественной науки, которая богата выдающимися именами и событиями.Вот примеры лишь некоторых из них. В 10 классе в теме «Генетика и селекция» рассказываю о работах Николая Ивановича Вавилова. Он в 1926 году выделил 7 основных центров происхождения культурных растений. Другим важнейшим открытием исследователя стал закон гомологических рядов, согласно которому признаки у близких видов изменяются сходным образом. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР) в 1924 году. Здесь храниться мировая коллекция семян дикорастущих сельскохозяйственных культур. В дни блокады Ленинграда сотрудники ВИРа совершили подвиг: 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего места, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране нужны эти семена- хлеб будущего. При изучении темы «Селекция» в 10 классе говорю о наших величайших селекционерах: И.В.Мичурине, К.А.Тимирязеве, П.П.Лукьяненко. Мичурин Иван Владимирович- русский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники, (1935), (1935). И. В. Мичурин оставил нам не только новые чудесные сорта плодов, но и науку о том, как их создавать. Знаменитый селекционер П.П.Лукьяненко создал 50 новых высокоурожайных сортов пшеницы, неполегающих и устойчивых против ржавчины. Четверть каравая хлеба нашей страны — из его пшеницы.

Важнейшее значение имело открытие вирусов русским ученым Д. И. Ивановским (1892), что послужило зарождению новой науки - вирусологии. Д.И.Ивановский открыл вирусы — новую форму существования жизни. Своими исследованиями он заложил основы ряда научных направлений вирусологии: изучение природы вирусов, цитопатология вирусных инфекций, фильтрующихся форм микроорганизмов. При изучении проблемы происхождения жизни на Земле в 11 классе вспоминаем слова А.И Опарина: «Проблема может быть решена, поскольку возникновение жизни происходило естественным путем. Ясно, что только такой подход к проблеме предполагает возможность поиска путем ее решения экспериментальными научными методами». Именно на такой точке зрения стоял А.И. Опарин, когда начал разрабатывать свою концепцию. Основной вклад А.И. Опарина в проблему происхождения жизни на Земле заключается в том, что он указал путь экспериментального решения этой проблемы.

3. Раскрытие красоты и неповторимости родного края, воспитание чувства сопричастности с природой.

Использование на уроках произведений поэтов и художников, прославляющих родную природу. На уроках ботаники в 5 и 6 классах, при проведении ботанических экскурсий уместно будет использование стихов о родном крае, таких как: И.Бунин «Родина»,Ф.И.Тютчев «Еще в полях белеет снег», А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами»,А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край»,В.А.Жуковский «Приход весны», Н.И.Рыленков «Дай припасть к руке твоей, Россия». Хорошо будет совмещение с показом репродукций о родной природе русских художников: И.Левитан «Золотая осень», А.Васнецов «Зимний сон», А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Шишкин «Лес зимой», «Утро в сосновом лесу» и многие другие. Обучению видения природы во многом помогает живопись. Замечательные полотна отражают русскую природу. На душу ребенка картина оказывает огромное воздействие.

Из повседневного опыта видно, что картина сильнее действует тогда, когда она связана с воспоминаниями об ушедшем времени года. Так, зимой, когда за окнами белый снег, следует рассматривать яркие осенние пейзажи, а в жаркие дни начала лета — зимние. Такой контраст вызывает сильные эмоции.

Учитель учит детей не только видеть природу, но и слышать ее. Недаром говорят, что классическая музыка берет начало в музыке природы.

Мы, должны приложить все усилия для того, чтобы школьники поняли главное: биосфера — целостное образование, и мы, при всей нашей гордости и разумности, лишь ее часть. И, если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны сохранить основу нашего существования — природу Земли. Пусть девизом в жизни человека станут священные слова «СПАСИ И СОХРАНИ!»

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним!

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

(Н.Старшинов)

На уроке биологии в VI классе по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака: Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко. Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти они не станут.

Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения, а также продолжить формирование у детей бережного отношения к при-роде.

Во время весенней экскурсии в природу (лес, луг, роща, сад) в ответ на попытку ребенка поймать красивую бабочку привлекаю к ней внимание ребят, вспоминая слова Аксакова о бабочке: «Из всех насекомых, населяющих божий мир, из всех мелких тварей, ползающих, прыгаю-щих и летающих, — бабочка лучше, изящнее всех; это поистине порхающий цветок, расписанный чудными, яркими красками, блестящий золотом и узорами, не менее прекрасными и привлекательными; это милое, чистое создание, питающееся соком цветов. Как радостно первое появление бабочек весной! Какое оживление они придают природе, только что просыпающейся к жизни после жестокой и продолжительной зимы». Это крохотное создание перезимовало и вылетело погреться. Предлагаю детям рассмотреть бабочку повнимательнее, но уже думая о словах, которые только что услышали, И бабочка, как по заказу, «демонстрирует» перед ними свой божественный наряд. Таким образом, вначале даю возможность не только посмотреть, но и уви-деть биологический объект, а затем уже говорю о его назначении в природе и значении в жизни человека.

У христиан бабочка иногда изображается сидящей на руке младенца Христа и символизирует возрождение и воскресение души.

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых. При подготовке к уроку я учитываю особенности и уровень подготовки учащихся. А в ходе урока опираюсь на субъектный опыт ученика. Уроки провожу так, чтобы каждый ученик почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Именно урок сотрудничества, на котором все получается, и рождает чувство успеха в учении, желание идти вперед. Для каждого ученика можно найти доброе слово и похвалу.

Как учитель, я использую разные источники сообщения информации и ориентирую на это детей. Так как урок ограничен по времени, то задания дифференцируются, носят частично-поисковый, исследовательский характер.

На уроках биологии стал приоритетным деятельностный метод обучения: создаются проекты размещения растений в школьных рекреациях и проводятся уроки и внеурочные занятия в игровых и соревновательных формах для привлечения внимания к социальным проблемам как можно большего числа школьников.

В споре рождается истина - таким девизом я ориентирую своих детей на работу в группах и учу их коллективной деятельности , где проявляются умения планировать ход решения, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.. Часто на уроках ставлю проблемные ситуации, например «Как заработать миллион на дождевых червях?» Организую дискуссии на уроках «Происхождение жизни», «Антропогенез. Происхождение человека», «Основные направления селекции животных».

Считаю, что работа над проектами дает возможность учащимся осознанно получать и применять знания, делая их более практико-ориентированными, а также анализировать, обобщать, интегрировать информацию, проявить индивидуальные творческие способности. Учитель получает возможность сделать обучение своему предмету гораздо интереснее, многому научиться самому, создать свою предметную образовательную среду. Все это в полной мере отвечает целям и задачам программы модернизации образования.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Таким образом, это позволяет сформировать гражданскую ответственность, умение решать проблемные задачи, создавать проекты на учебные темы: «Влияние курения на живые организмы.»,«Каблучок -красиво, но вредно.»,«Аспирин: полезные и вредные свойства.»,

«Вода -сок жизни на Земле!»,«Прививки «за» или «против».»

4.Знакомство с современными достижениями в медицине, сельском хозяйстве, биотехнологии. Новые приоритеты в области развития науки потребовали перемен в организации учебного процесса. Наряду с фундаментальными науками ученик 21 века должен быть знаком с новыми отраслями знаний. Все большее значение на жизнь человека начинает оказывать биотехнология, нанотехнология.

Современные приложения нанотехнологии в медицине это — наночастицы и нанолекарства, применяемые для лечения онкологических заболеваний, а также биоимплантанты, вживляемые в организм, несущие на борту от чипов с личной информацией до электронных органов. Использование нанотехнологии обеспечит полное устранение вредного влияния деятельности человека на окружающую среду. Во -первых за счет насыщения экосферы молекулярными роботами- санитарами, превращающими отходы деятельности человека в исходное сырье, а во вторых перевода промышленности и сельского хозяйства на безотходные нанотехнологические методы. Применяют нанотехнологии и в изготовлении упаковки, позволяя сохранять пищу свежей дольше или улучшать ее вкус. Упаковочный материал безвреден для здоровья. Также проводится работа над добавками нанобарьеров к пластиковой пищевой упаковке. В России появляются светодиодные лампы. Они дадут возможность сэкономить энергоресурсы. В России три предприятия, которые могут делать наночастицы. В Санкт -Петербурге, под Москвой и в Бийске. В Томской области создана экономическая зона. На Нефтехимическом комбинате на основе нанотехнологии создали бронежилет на полимерной основе. Вес бронежилета всего три килограмма, вместо 30 килограмм в обычном бронежилете. На сегодняшний день, можно сделать вывод, нанотехнологии имеют огромные перспективы.

5.Формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни. Изменить отношение подростка к своему здоровью и личному образу жизни возможно при условии понимания им этих ценностей. Известно, что вода и камни точит, следовательно, при создании образовательной среды, направленной на единую цель можно сформировать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью. Особенно эффективно это можно сделать на уроках биологии. Важно обучить каждого ребенка способам поддержания и сохранения здоровья, воспитывать детей на основе здоровьесберегающих знаний, умений и навыков, формировать эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью. Элементы ЗОЖ складываются из: личной гигиены, режима дня, здорового питания, закаливания, ЗОЖ родителей, спортивно-оздоровительной активности, общения без стресса, здорового информационного пространства. внутреннего наст

«.,.Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце»,— писал, Ф. Шиллер. «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик»,— говорил Гёте. Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением дает возможность для утверждения нравственных начал, воспитания гражданственности,понимания сути бытия, физической красоты человека, важности охраны окружающей среды и приумножения богатств природы, потребностей человека, его общей культуры.

Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство гражданственности,патриотизма, любви к Родине, своему селу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

Список использованной литературы

1.Брындин Е.Г. Движение гармонии от природной к социальной путем гармонизации человека и общества. Науч. Изд. - Новосибирск: НГТУ, 2007. - 228 с

2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М.: Наука, 2007

3. Вульфов Б. 3. Цель и сущность гражданского воспитания //Воспитание гражданина в советской школе /Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1990. - С. 29-35.

4.Гивишвили Г. В. Гражданское общество и проблемы образования// «Здравый смысл», 2004, № 1 (30)

5.Гражданское образование в современной школе: Опыт реализации межпредметной модели. Калуга: 2008.

6.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат - М.: 2008

  1. Психологические тесты. В 2т./под ред. А.А. Карелина. - М:Владос - Пресс, 2007- Т.1. С. 10-12, С.25-36.

8.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005.

Губчук Дмитрий Петрович,учитель химии и биологии,КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2», с.Шипуново Алтайского края[email protected]

Духовнонравственное воспитание на уроках биологии

Аннотация. Статья посвящена проблемам духовнонравственного воспитания школьников на уроках биологии. Автор раскрывает аспекты, включающие духовнонравственное воспитание на уроках биологии и проводит анализ ценностных аспектов современной биологии, способствующих воспитанию гражданина и гуманиста.Ключевые слова: духовнонравственное развитие и воспитание, цели изучения биологии, нравственный, гражданственный, политехнический, патриотический, здоровьесберегающий аспекты, практическая направленность, арсенал средств духовнонравственного воспитания, принципы духовнонравственного воспитания

«В условиях модернизации школьного образования первостепенной задачей является духовнонравственное развитие и воспитание учащихся. В современном обществе востребованы интеллектуальноразвитые и духовно нравственные граждане России, умеющие решать нестандартные проблемы в различных сферах и видах деятельности. Общество способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, природе родного края, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».Ключевая роль в духовнонравственном сплочении общества отводится образованию. Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых прав каждого на образование, что соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и, благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать членом общества».«В связи с этим, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций,составляющих инструментальную основу учебнопознавательной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовнонравственных, социальных, семейных и других ценностей. Воспитание не должно быть оторвано от процесса образования, а напротив,органично дополнять его».«Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовнонравственному развитию и воспитанию. Роль школы, как задачи -развивать не только интеллектуальную, но и духовную, культкрную жизнь школьника, так как недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы».«Основным содержанием духовнонравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных исемейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Они легко проецируются на материал любого изучаемого в школе предмета и обеспечивает личностное, социальное, общекульторное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности».«Основными целями изучения биологии в школе являются:формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;воспитание ценностного отношения к живой природе.Собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей к собственному организму».«Традиционно биологическое образование, прежде всего, связывается с получением школьниками определенного объема соответствующих знаний. Биологическое образование будет развивающим, если целенаправленно создать условия для развития творческих способностей школьника, показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека и природы, включить их в созидание и сохранение красоты Российской природы».Биология наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, его отношения к природе, частью которой он является сам. Эта нравственность определяет мораль нового типа «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».Представьте себе человека, который никогда не слышал, как журчат ручьи, не видел, как первый росток пробивается через корку земли, не любовался красотой цветка и не замирал, восхищенный вызолотившим осенний лес закатным солнцем. Не выйдет из такого человека ни ученого, ни поэта, ни просто человека, ибо природа –мать удивления и любопытства, пробуждающих в нас творческое начало. Посредством изучения биологии, я создаю условия для дальнейшего развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой собственный (духовный) мир (см.таблица 1). Таблица 1Развитие личности ребенка как человека

изучающегоокружающий мир

˃изучающего духовный (внутренний мир)а) развивается умение ставить цели ддеятельности, исследования.

˃а) развивается умение ставитьцели саморазвития и самоизменения.б) развивается умение планировать,проектировать деятельность.˃б) развивается умение выражать себя,свои чувства.в) развивается умение максимально самостоятельно реализовыватьплан.˃в) возможность для ребенка формирования у себя воли (свободное взятие на себяответственности за свою судьбу).г) развивается умение контролировать процесс продвижения кцели и результат выполненнойработы.˃г) возможность для развития воли,ответственности, воспитания внутреннесвободного человека.д) развивается умение оцениватьмеру продвижения к цели и какрезультат:РефлексииПониманияКоммуникативных умений.˃Воспитывается любовь к себе и к миру,красота, вера, надежда.

«Духовнонравственное воспитание на уроках, биологии включает в себя аспекты:Нравственный -предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.Гражданственный-формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии.Политехнический-предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.Патриотический-компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствуетлюбви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.Здоровьесберегающий -предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества».Формировать у школьников чувство патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень.Отражение колоссальных успехов нашей страны в области различных отраслей биологии, медицины, генетики, селекции в школьном курсе биологии позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину.Использование культурного наследия русского народа (пословицы, поговорки, приметы, сказки и сказания, былины, песни и стихи) позволяет формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию.Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала (загрязнение атмосферы и решение экологических проблем, этические аспекты биотехнологии, клонирование и т.д.) способствует воспитанию гражданина и гуманиста. Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, оказание первой помощи пострадавшему и др.).Арсенал средств духовнонравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: оформление кабинета; портретные галереи ученых; выставки и стенды; использование литературных, исторических примеров на уроке; использование звукозаписи высказываний ученых; видеофильмов; мультимедийных презентаций; работа с натуральными объектами. Один из самых оптимальных путей духовнонравственного воспитания; установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.Одним из важнейших принципов духовнонравственного воспитания является процесс непрерывности –взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовнонравственному воспитанию подрастающего поколения должно идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а системный характер.

Ссылки на источники1.Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н.Васильева.М.:Просвещение, 1978.389 с.2.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад.образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.2е изд.М.:Просвещение, 2009.3.Потаповская о.М. Педагогическоем сопровождение семьи в вопросах духовнонравственного воспитания детей / О.М.Потаповская. М.:Издательство «Планета 2000», 2002.52 с.4.Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е.Щуркова.М.: Педагогическое общество России, 2000.130 с.5.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России2004, №№1213.

Г.В. Бубелич

БОУ «Егоровская СОШ»Тарского района

Омской области

Учитель биологии/химии

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках биологии

«Несчастно то образование, которое не переходит в нравственность и благочестие» Я.А.Коменский Духовно – нравственное воспитание должно начинаться с самого раннего детства и продолжаться в течение всего периода обучения в школе. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Уроки биологии дают возможность для утверждения нравственных начал. Содержание урока, останется для учащихся нейтральным, если урок не вызовет у них определенные эмоции и чувства. Эмоциональная окрашенность углубляет восприятие информации, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию. Этот переход от мёртвого, нейтрального знания к личностно-значимому можно изобразить в виде схемы:

Знания - отношение-система ценностей - поведение

Одним из важных проявлений личности, по которым можно судить о человеке, является его отношение к окружающей природе. Хотя большинство живут в городах, отдых стараются провести на природе, в лесу, у водоёма. Мы чувствуем неразрывную связь с природой, хотя не всегда понимаем её роли в нашей духовной жизни. Недаром человек, лишённый хотя бы элементарного общения с природой становится жестоким, агрессивным, теряет свои лучшие качества. Природа является источником силы, успокаивающим и оздоравливающим наш дух.

Можно выделить несколько средства обучения, позволяющие воздействовать на эмоциональный мир, которые я использую в своей работе: это задания воспитательного характера

С учениками младшего и среднего возраста, использую изложение материала в форме сказок, которые пробуждают не только ум, но и чувства. Ученики должны не столько выучить основные биологические, экологические понятия, сколько проникнутся уважением ко всему живому, полюбить природу. В сказках выражены представления людей о жизни и справедливости. Они учат жить. Биологические сказки тоже. Их назначение - понимать и беречь природу. Основные факты в них даны достоверные. Вымышлены лишь события и разговоры между животными или растениями, которые помогают детям понять суть происходящего в природе. Прежде чем создать сказку, необходимо порекомендовать литературу, текст поначалу будут примитивный. Несколько учащихся пишут сказку, затем выбирают лучшие фрагменты и пишут общий вариант сказки. Весь фактический материал даётся в диалогах. Место и время действия определяются в самой общей форме «летом в лесу», «в зимнем городе» и т. д. Сказка начинается с проблемы: нехватка воды во Время засухи, загрязнение воздуха, желание узнать или найти что-нибудь, например, какой-то цветок (Виктории Регии). Их решение и определяет действие героев. Обязательна встреча с добрыми помощниками, но их не должно быть много, оптимально 5-6.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рудногорская средняя общеобразовательная школа»


(кустовое методическое обьединение)

Петрова Людмила Григорьевна
учитель биологии МОУ «Рудногорская сош»
первой квалификационной категории

п. Рудногорск
Нижнеилимский район
Иркутская область
2013 год

Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятельности
№1 Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, его отношения к природе, частью которой он является сам. Эта нравственность определяет мораль нового типа «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».Посредством изучения биологии, я создаю условия для дальнейшего развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой собственный (духовный) мир.№2«Духовно-нравственное воспитание на уроках, биологии включает в себя аспекты:-Нравственный предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.-Гражданственный формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии.-Политехнический предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.-Патриотический компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.-Здоровьесберегающий предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества».Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала способствует воспитанию гражданина и гуманиста. Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья,оказание первой помощи пострадавшему и др.)
№3Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: оформление кабинета; портретные галерии ученых; выставки и стенды; использование литературных, исторических примеров на уроке; использование звукозаписи высказываний ученых; видеофильмов; мультимедийных презентаций; работа с натуральными объектами.

№4
Один из самых оптимальных путей духовно-нравственного воспитания; установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.В своей работе я тоже стараюсь акцентировать внимание на индивидуализации процесса обучения и считаю, что биология, как учебный предмет, имеет большие возможности в плане формирования у школьников таких качеств, как нравственность, духовность и патриотизм. Для этого использую различные технологические приемы, предусмотренные личностно ориентированным обучением.
№5
Диалог
В диалоге ученик чувствует себя равноправным партнером учителя, не только ведомым, но и ведущим. Он приобретает жизненно необходимый навык делового общения. Наиболее расположенными к ведению диалога являются такие виды деятельности, как организация диспутов и дискуссий, семинаров, групповой и исследовательской работы.
Обратимся к конкретным примерам. Генетическое родство человека и других биологических членов экосистем проявляется сейчас в стремлении олицетворения природы. Оно породило традиционные антропоморфические характеристики ее объектов и явлений: снег «идет», земля «дышит», заяц «труслив», медведь «добродушен». Это нашло отражение в сказках, стихах, легендах, притчах. Дети с удовольствием слушают отрывки из произведений и вступают в обсуждение полученной информации. Очень часто на уроках мы со школьниками говорим об экологических проблемах и путях их решения. Особое внимание уделяем проблеме сохранения биологического разнообразия. В курсе общей биологии школьникам предстоит обобщить и расширить знания по основным вопросам биологической науки. Еще раз подчеркиваем, что БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ, говорим, что однозначно нельзя дать объяснение слову «жизнь», приводим различные его трактовки. Уместно назвать цифры, подтверждающие, сколькими человеческими жертвами сопровождаются военные действия, испытания ядерного и химического оружия, теракты. Дети и сами приводят примеры, выражают свое отношение к этой проблеме.
№6
Оценка информационного воздействия на учеников
Очень действенным оказывается прием использования конкретных фактов совершенных людьми подвигов во имя мира, науки, добра. Этот момент урока проходит под девизом: «В жизни всегда есть место подвигу»
Трагична судьба итальянского ученого Джордано Бруно.История героизма врачей и ученых проверяя на себе воздействие холерных бацилл. Сохранение коллекции семян в бло¬кадном Ленинграде это подвиг не только ученых ВИРа, но и всех, кто им в этом помогал. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране будут нужны эти семена хлеб будущего.
№7
Ролевые и деловые игры
Развитие личности, в том числе и нравственное, не может происходить вне развития ее активности – познавательной, коммуникативной, деятельностной. Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся и обеспечивающих их включенность в межличностное общение, являются ролевые и деловые игры. Они могут занять все время урока, либо быть его частью.
Тема: Влияние человека на животный мир
После рассмотрения основных вопросов темы и выяснения причин исчезновения животных, предлагаю детям выступить в роли одного из тех животных и рассказать о своей трагической судьбе. (Дети готовятся заранее)

№8
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ.
По мере возможности и необходимости практикую проведение уроков НРАВСТВЕННОСТИ. Их продолжительность от нескольких минут до целого урока. Они имеют общую цель – способствовать формированию у учащихся таких личностных качеств, как гуманность, ответственность, толерантность, патриотизм.
На одном из первых уроков в 8 классе после знакомства с предметом изучения таких наук как анатомия, физиология, гигиена и психология, знакомлю учащихся не только с историей развития представлений о человеке, как это предусмотрено программой, но и рассказываю о роли медицины в трудные периоды жизни человечества.
Тема урока НРАВСТВЕННОСТИ «ГИМН МИЛОСЕРДИЮ»
Тот, кто мягко ступает, далеко продвинется на своем пути. (Китайская пословица)
Землетрясения, наводнения, извержения в
Содержание предмета биологии является благодатной почвой для нравственного воспитания учащихся. На протяжении всех лет обучения (с 6 по 11 класс) основным объектом изучения является живой организм.
Именно поэтому, изучая особенности строения живых организмов, значение их в природе, ребята практически на каждом уроке обращаются к таким общечеловеческим ценностям как добро и зло, гуманное отношение к живому.
Необходимо умело использовать любую возможность, чтобы приобщать детей к духовно-нравственным ценностям; воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к Родине, к родной природе; чувства милосердия и сострадания, содействовать сохранению духовного, психического и телесного здоровья ребенка.
№9
На протяжении нескольких лет нами собиралась коллекция стихотворений, пословиц, цитаты из художественных произведений, высказываний известных людей, которые можно использовать на уроках биологии, предлагать их учащимся для обсуждения.
На уроках мы используем репродукции картин русских художников, зачитываем выдержки из художественных произведений, стихотворения, показывающие красоту природы.
№10
Воспитание должно охватывать не только сферу сознания, но и область эмоциональных переживаний. Как сказал Платон - «Созерцая прекрасное, человек возвышает себя»
На уроках, посвящённым темам охраны растений и животных, воспитываются у школьников чувства милосердия и потребности оказывать помощь нуждающимся.
№11
При изучении организма человека мы стараемся показать учащимся ценность жизни человека, природы, планеты Земля, гармонии в отношениях человека и природы.
Большое значение приобретает сегодня глубокая и продуманная нравственно- психологическая подготовка молодых людей к вступлению в брак.
Воспитывать школьников как будущих отцов и матерей – это значит воспитывать в них честность, порядочность, доброту, уважение к человеку другого пола, чистое и благородное восприятие любви, непримиримость к пошлому, половой распущенности.
Хочется вспомнить слова Сухомлинского В.А.: « Вы будущие отцы и матери. Через несколько лет у Вас будут дети. Помните, что взаимоотношения мужчины и женщины ведут к рождению нового человека. Это не только биологический акт, а, прежде всего великое творчество»
Вывод:
Необходимо затронуть материалом сердца учеников, взволновать и заставить думать. Между знанием, как себя вести, и между правильными действиями лежит огромное расстояние, которое не пройти за один урок. От требования «Ты должен» к состоянию «Я хочу» приводит человека его личное отношение к тому, что он делает. И чтобы это произошло, нужно повторения, упражнения в повседневном нравственном поведении, закрепление моральных привычек в практическом опыте своей деятельности, так как один поступок ещё ни о чём не говорит.