Далеко близко занятие в старшей группе. Конспект логопедического занятия «Путешествие в страну наоборот» (старшая группа)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА СТАРШЕЙ ГРУППЕ Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности, развитие коммуникативных навыков, развитие способности понимать эмоциональное состояние партнеров по обещанию; снижение психоэмоционального напряжения. Материалы к занятию: игрушка Чебурашка, запись «Песни Чебурашки» магнитофон. ХОД ЗАНЯТИЯ *Приветствие. *Этюд «Робкий Чебурашка». Воспитатель показывает детям Чебурашку, сажает его на стульчик. -Ребята, к нам в детский сад пришел Чебурашка. Он очень стесняется, не хочет ни с кем разговаривать и играть. Я сейчас прочитаю ему стихотворение про новичка. Может быть, это стихотворение поможет ему стать более смелым и подружиться с другими детьми. В детский сад пришел Молчок - очень робкий новичок, Он сначала был не смел, с нами песенок не пел. А потом, глядим, привык: словно зайка-скок да прыг, До чего же осмелел: даже песенку запел! *Этюд «Смелый Чебурашка». Ребенок – Чебурашка встает со стула, подпрыгивает и подпевает под запись песню Чебурашки: « Я был когда – то странной игрушкой безымянной…». Дети по очереди исполняют оба этюда. *Упражнение «Глубокое дыхание». Дети садятся на стулья, выпрямляют и расслабляют спину. На счет 1-2-3-4 – делаем глубокий вдох носом, на счет 4-3-2-1- выдыхаем через рот. Время выполнения 2-3 минуты. КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «НЕЗНАЙКА В СТРАНЕ ВЕЖЛИВОСТИ» Программное содержание: продолжать развивать связную речь детей, пополнять активный словарный запас, продолжать знакомить с правилами общения, с этикетом, развивать коммуникативные навыки, дать определение словам «вежливость», «доброта», воспитывать сострадание, желание помочь, сочувствие, закреплять навыки работы с гуашью и кисточкой (закрашивание по свечке). Материал: кукла Незнайка, 2 игрушечных телефона. У детей – гуашь, кисточка ½ альбомного листа с нарисованными свечкой снежинками (до закрашивания они не видны). Х О Д З А Н Я Т И Я: Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну Вежливости. Хотите? А далеко или близко находится эта страна, вы потом скажите мне сами. Итак, чтобы начать наше путешествие, нужно занять свое место, получить свой волшебный билет. А для этого каждый из вас должен назвать слово, противоположное по назначению моему слову. Начали! (Игра «Скажи наоборот») Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием, можем отправляться. Сначала мы полетим на вертолете (движения руками над головой), поедем на поезде, пойдем пешком по высокой траве, высоко поднимаем колени (упражнения выполняются сидя на стульях). -Ой, ребята, подождите, кто-то здесь плачет. Да это же Незнайка! Как ты сюда попал? Кто тебя обидел? Незнайка:(говорит воспитатель) – Я обиделся на всех коротышек и ушел из Цветочного города, куда глаза глядят. Со мной никто не хочет дружить, говорят, что я невежливый, злой, невоспитанный. Ну и ладно, буду жить здесь один! (плачет) Воспитатель: Незнайка, тебе очень повезло! Посмотри на этих ребят, они самые добрые, вежливые и они обязательно тебе помогут. Правда, ребята? Незнайка, скажи, пожалуйста, умеешь ли ты правильно говорить по телефону? Незнайка: Ой, велика наука! А чего тут уметь? Вот я тут хотел к Карлсону в гости сходить, ну и позвонил его другу Малышу. Воспитатель: И что же ты сказал? Незнайка: Ну я сказал: «Эй, ты, Малыш, позвони-ка быстро по телефону Карлсону! Воспитатель: И ты так грубо, невежливо сказал? Незнайка: И что такого? Воспитатель: Да, ребята, вы, наверное, тоже поняли, почему с Незнайкой никто дружить не хочет. А хочешь, Незнайка, ребята тебя научат правильно говорить по телефону? (Дети имитируют разговор) Воспитатель: Ребята, а если вы совершенно случайно ошиблись номером и попали не в ту квартиру, что нужно сказать? (Дети отвечают) Воспитатель: Незнайка, скажи, пожалуйста, как ты поступаешь, если у входа в детский сад встретишься с чьей-либо мамой или бабушкой? Незнайка: Конечно, вперед пробегу, мне же быстрее надо. Воспитатель: А вы, ребята, как поступите? (Дети отвечают) Далее разыгрываются ситуации с покупкой в магазине, приходом гостей в группу детского сада и так далее). Воспитатель: Ну, Незнайка, я думаю, теперь ты понял, как нужно вести себя, если ты с кем-то разговариваешь. Да, вежливым человеком быть не просто, но окружающим тебя людям это очень нравится. А как вы думаете, ребята, что означают слова «вежливость», «доброта»? (Дети отвечают) Ты знаешь, Незнайка, оказывается даже имя человека можно сказать поразному. Вот тебя мама в детстве как называла? Незнайка: - Баловник! Воспитатель: - А ведь любое имя можно произнести очень ласково. Давайте, ребята, научим Незнайку! (Каждый ребенок по очереди встает, остальные называют его имя в уменьшительно-ласкательной форме). Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам поиграть. Вы будете повторять за мной различные движения, но только в том случае, если я скажу слово «пожалуйста». (Физкультминутка) Воспитатель: - А сейчас мы поиграем по-другому. Я буду читать стихи, но не простые. Слушайте: Я начну, а вы кончайте, Хором дружно отвечайте! Растет даже ледяная глыба От слова теплого… (спасибо) Зазеленеет старый пень, Когда услышит… (добрый день) Кода нас бранят за шалости, Говорим мы: … (простите, пожалуйста) Если больше есть не в силах, Скажем маме мы: … (спасибо) - Молодцы, ребята, очень хорошо у нас получилось. Ты убедился, Незнайка, что у нас самые вежливые и воспитанные ребята? А такие ребята больше всего любят дарить подарки. Давайте подарим Незнайке наш волшебный подарок - все добрые и вежливые слова, которые так ему нужны. Запоминай, Незнайка! (ответы детей) -Знаешь, Незнайка, у нас для тебя есть еще один подарок. Видишь у ребят на столах чистые листы бумаги? Сейчас наши волшебники – ребята закрасят эти листы голубой гуашью, и получится чудо! (Идет закрашивание) -Понравились тебе наши подарки, Незнайка? Никогда не забывай волшебные слова и тогда с тобой будут дружить все твои друзья. До свидания, Незнайка, тебе пора возвращаться в свой Цветочный город, а мы вновь очутились в своей группе. Так далеко или близко от нас находится страна Вежливости? (Ответы детей, окончание занятие) УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ «ОПИШИ ДРУГА» Упражнение проводится в парах. В течение 2-3 минут дети рассматривают друг друга, затем поворачиваются спиной и по очереди описывают прическу, лицо, одежду партнера. Описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен. «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ» Водящий (поочередно им становится каждый ребенок) выходит из комнаты. В это время производится 2-3 изменения в одежде, прическе, местоположении детей. Водящий должен правильно подметить, что изменилось. «УГАДАЙ-КА» Дети сидят в кругу. Ведущий дает задание: «Угадайте, что нравится в вашем соседе слева его маме». Дети вслух высказывают свои предположения. Затем выбирают самые лучшие качества, которые были названы. При повторении игры можно предложить угадать, что нравится в соседе его друзьям. «УЗНАЙ, КТО ТЕБЯ ПОЗВАЛ» Водящий (ребенок) закрывает глаза. Двое детей по очереди называют его имя. Водящий должен догадаться, кто его позвал. Упражнение можно усложнить – предложить детям, называющим имя ребенка, изменить голос.

Конспект занятия по математике в старшей группе

«Ориентировка в пространстве»

Задачи образовательных областей:

Познание:

    Совершенствовать счетные навыки детей.

    Учить соотносить цифру с количеством предметов.

    Развивать мыслительные операции в узнавание геометрических фигур, внимание, фантазию, пространственные представления, уточнить отношения: влево, вправо, прямо, над, под, между, впереди, сзади.

    Умение ориентироваться на листе.

Физическая культура:

    Формировать стойкую привычку к здоровому образу жизни.

Здоровье:

    Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой.

    Развивать навыки артикуляционного уклада.

Безопасность:

    Приобщать к способам безопасного поведения при переходе речки;

Социализация:

    Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, умение работать в парах, индивидуально, коллективно для достижения общей цели.

    Развивать положительную самооценку у каждого ребенка, чувство близости и позитивного принятия сверстника («Связующая нить»)

    Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Коммуникация:

    Осваивать элементарные навыки речевого этикета;

    Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;

    Воспитывать в детях силу воли, достижение своей цели.

    Учить сопереживать чужому горю.

    Поощрять желание участвовать в совместном труде

    Развитие образных движений посредством игры (внимания, воображения, коммуникативных навыков)

Художественная литература:

    Закрепить с детьми знания русских народных сказок, умение узнавать персонажа из сказки «Гуси-лебеди».

Художественное творчество:

    Обогащать творческий потенциал ребенка

Предварительная работа:

Чтение сказки «Гуси-лебеди», показ иллюстраций, беседа по сказке.

Музыкальное сопровождение: (фонограмма)

«Дорога добра», «Журчанье речки», запись голоса «Яблоньки», «Печки», «Речки», «Ёжика», «Бабы Яги», «Скрипа избушки» .

Материал: Демонстрационный:

Клубок с ниткой шерстяной; письмо с картой; макет «яблонька», «печка», ухват, кувшины, скатерть, большой поднос, 3 разноцветных тарелочки, изделия из теста, треугольной, квадратной, круглой формы; ткань для речки, пластины-доски разной величины; коврик для ёжика, мольберты маленькие по кол-ву детей, наборы геометрических фигур на каждого ребёнка, домик Бабы -Яги, театрализованная кукла «Баба Яга», «Ванечка», «Ёжик», имитация забора, дощечки с «гвоздями», 4 стола, мольберт, набор карточек для игры «Оживи картину»: яблоня, травка, яблоки, ёжик, белочка, солнышко, облако, птичка, корзина, домик; экран, ноутбук, колонки.

Раздаточный: угощение от Ванечки, набор геометрических фигур, дощечки с гвоздями, маленькие мольберты.

Ход игровой ситуации

Дети заходят, здороваются с гостями.

В: Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно математику начинать!

(катится клубочек)

В. Ребята, смотрите, к нам еще один гость катится – интересно, что он хочет нам сообщить, как вы думаете?

В: Смотрите, рядом письмо! Сейчас я вам его прочитаю: «Ребята, помогите мне! Меня унесли гуси – лебеди к Бабе- Яге, за широкие реки, за топкие болота. Не видать мне больше свободы».

Дети, герой какой сказки попал в беду, просит нас помочь ему? Мы поможем Ванюше? Д.: Да!

В. Давайте расскажем клубочку о нас, о тех, кто же собирается выручать Ваню. Пусть каждый из вас назовёт своего друга соседа справа. Передавайте клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить.

Игровое упр. «Связующая нить»

В.Ребята! Давайте натянем нить и представим, что мы единое целое, каждый из нас значим и важен. Мы самая хорошая и дружная группа «Капелька», мы все любим друг друга и никогда не будем друг друга обижать. А когда мы вместе нам и трудности не страшны. Ты катись клубочек вперед к Ване и скажи ему, что мы обязательно его выручим. Правда, ведь, ребята?(бросаю клубочек вперед)

В.: Тогда нам нужно отправляться в путь, но как мы пойдем, не зная дороги? Ой, смотрите, в конверте письма лежит карта, на ней нарисованы широкие реки, ёжик, печка, яблоня. Так ведь нам туда и нужно! Только видите, многие места на карте невидны, размыты – придется нам вспомнить, кто должен нам встретится на пути и расставить цифры.

Игра «Вставь цифру по порядку» Музыка «Дорога добра»

В.: На карте видно, что мы должны идти прямо 7 шагов. Куда идем?

Смотрите, у нас на пути стоит печка.

Дети:Печка, печка, скажи, куда полетели гуси-лебеди, где живет Баба Яга

Подскажу я вам дорогу, но сначала вы мне помогите. Напекла я много пирожков с яблочным, грушевым, малиновым вареньем, а разложить правильно не могу.

Пирожки треугольной формы с грушевым вареньем положите слева, пирожки с яблочным вареньем квадратной формы положите справа, а пирожки с малиновым вареньем круглой формы положите по середине стола.

Игра «Разложи правильно пирожки»

Положите свою карточку с цифрой в то место, в котором количество соответствует цифре (дети поясняют) и скажите каких пирожков больше всего?

В. Ребята, смотрите, печка передала нам знак.

Что здесь написано (ребенок читает)– Печка передала знак надо повернуть направо и сделать 5 шагов прямо вперёд.

В. Смотрите, на пути у нас и правда стоит яблонька

Дети:Яблонька, яблоня скажи, куда гуси лебеди полетели?

Игра «Оживи картину» - дети превращаются в «художников» берут картинки и по указанию воспитателя рисуют картину: травка выросла по середине внизу, домик нарисуйте в левом верхнем углу и т.д.

Подсказка 3 шага прямо.

В. Ребята, прислушайтесь, вы слышите, что-то журчит (речка)

В.: Ее можно перешагнуть, как ручеек?

Д.: Нет. Река широкая.

В.: Правильно, очень широкая река.

Дети, что же нам делать? Как можно перебраться через реку?

Дети предлагают варианты решения проблемы.

В.: Но подождите, здесь лежат какие-то доски, мы можем сделать мостик.

А какие по длине доски?

Д.: Одна длинная, другая короткая. Дети опытным выбирают нужную доску, накладывают одну на другую.

В.: Какую доску надо перекинуть через реку, чтобы перейти по ней, как по мостику? Какой она длины?

Д.:. Нам нужно перекинуть длинную доску через реку.

В.: Чтобы удержать равновесие при переходе можно руки отвести в стороны. А теперь осторожно переходим через мостик.

Знак – повернуть направо и сделать 4 шага вперёд.

В. Егор, посмотри на карту и скажи, кто нас ждет впереди? Ёжик

Дети: Ёжик, скажи куда гуси-лебеди полетели? Куда Ванечку унести посмели?

Ёжик: Я с радостью вам скажу. Но и вы мне помогите: украсьте мою полянку «красивыми ковриками».

Игра «Запомни повтори» - дети смотрят на образец и повторяют рисунок на ковре, обращая внимание на расположение геометрических фигур.

Сели ровно, выпрямили спинки

Стали наши спинки, точно как тростинки.

Дети за столами украшают коврик.

В: Назовите, где расположена на коврике геометрическая фигура у которой все стороны равны и назовите её? (квадрат в правом нижнем углу) и т.д.

Ёжик, оставил нам подсказку: Ищите знак в группе

Налево пойдете – домой попадете

Прямо пойдете – к гостям попадете

Направо пойдете – к Бабе Яге попадете. Куда пойдем? А давайте подразним Бабу Ягу.

Физкультминутка:

Бабка Ёжка костяная ножка,

Нос крючком волоса торчком,

С печки упала правую ножку сломала,

Пошла баба в правый край раздавила там сарай,

Пошла баба в левый край наших деток не пугай!

В. А вот и избушка на курьих ножках.

Дети: Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом.

Баба Яга: - Кто это там меня беспокоит?

В. Ребята скажите, откуда мы пришли?

Дети: Это мы, дети старшей группы «Капелька».

Наш девиз: Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны. Отпусти нашего Ваню.

Баба Яга: -Фу – фу – фу, русским духом пахнет. Зачем пожаловали?

Мы пришли за Ваней. Отпусти его, Баба Яга.

Ой, какие шустрые, он мне самой нужен: забор у меня сломался.

Мы тебе поможем.

Баба Яга: Ну ладно так уж и быть. На верхней рейке гвозди есть, а на нижней нет. Отремонтируйте мне забор справа на лево от меньшего количества гвоздей на рейке к большему.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. СРЕДНЯЯ ГРУППА.

Задачи:

Месяц

Цель

Ориентировка «на себе». Познание ребенком схемы собственного тела. 4 занятия.

Сентябрь

Закрепить различение час- тей тела, определение сто- рон на самом себе, различе- нии левой и правой руки. Обучать детей в умении ориентироваться на листе бумаги в направлении свер- ху вниз и слева направо. Закрепить умение детей ви- деть пространственное рас -положение предметов отно- сительно друг друга: «ря - дом», «около», «возле», «друг за другом», «в», «на» и др.

Физкультурные и музыкальные занятия, хореография, бассейн, аппликация и рисование, конструирование. На листе бумаги упражнение: «Дорожки», «Ленточки», раскладывание дидактичес -кого материала на занятиях по счету тоже в направлении слева направо. Игровая ситуация «Мышиные истории»1;41. «Три котенка»1,43. «Красная Шапочка»1;48 «Царевна - Лягушка»1;49 Математическая игра «Вперед и назад» 2;38 Математическая игра «Что изменилось?» 2;43 Конструирование «Постройка сарая для животных» 2;44. Аппликация «Угости зайку морковкой» 2;47 Конструирование «Теремок»2;51 Игра «Вопрос - ответ».2;53 Физкультминутка «Самолет»2;54 Стихотворение О.Дриз «Правая и левая»

^ ДИ: «Петрушки (клоуны)» Цель. Познакомить с пространственными отношениями, выра­женными с помощью предлогов «на», «под», «рядом». ДИ: «Угадай-ка», «Что изменилось?». Игра «Правый глаз». Игра «Внутри и снаружи» ДИ: «Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)». Цель. показать, что пространственные отноше -ния между предметами могут заменяться: пред- мет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот. ^ Игра «Обезьянки». ^ Игра «Путаница» Детям предлагают правой рукой за­крыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться ле­вой рукой до правого носка, а правой ру­кой - до левой пятки и т.д.

^ Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Ориентировка «от себя». 12 занятий.

Определять расположения предметов от себя (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу).

Игровая ситуация «Переполох»1,45 Математическая игра «По три в трех»2;66 Конструирование «Гаражи для своей машины» 2;83 Математическая игра «Найди ключи»2;86 Экологическая игра «Охотник и пастух» 2;88 Математическая игра «Узнай, что измени лось» 2;90

^ ДИ: «Клоуны» (кукольный театр). Цель. Обратить внимание на взаимное располо- жение объек­тов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом; ДИ: «Встань впереди или сзади товарища» Игра «Кого загадали?», «Развивающий коврик» Игра «На параде», «Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь». Цель: научиться ориентироваться в пространст- ве, используя понятия "лево", "право", "верх", "низ", "между", "над", "под", "за" и т. д. ^ Игра «Путешествие жука» Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх.

Определить расположение 2 игрушек или ве­щей, находя- щихся от них в противопо- ложных направлениях: впе- реди - сзади, справа - слева.

Игровое упражнение «Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?», «Кто стоит впереди, кто сзади?» Аппликация «Теремок» 2;111

^ ДИ: «Угадай, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?» Игра «Что под ладошкой?» Игра «На параде». Игра «Справа и слева» ДИ: «Угадай, кто за кем». Цель: Продолжать формировать у детей представ ление о заслоняемости одних предметов други- ми; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед»;

Определение пространствен -ного расположения предме -тов с поворотом налево или направо (на 90°), а затем - кругом (на 180°). Количество предметов увеличивается до четырех, расстояние до игру- шек увеличивается.

Упражнения на развитие глазомера. Математическая игра «Что измени лось» 2;127 Математическая игра «Пройди к избушке лесника» 2;133 Психогимнастика «Сосулька» 2;140 Пальчиковая игра «Коза и козленок» 2;144 Математическая игра «Кто быстрее пройдет свой лабиринт» 2;146

^ Игра «Художник» Игра «Замри» Цель. Учить детей понимать схе­матическое изображение позы человека.

^ Освоение и применение словесной системы отсчета. Обучение умению передвигаться в указанном направлении. 12 занятий.

Упражнять детей в действен- ном различении и обозначе- нии основных пространствен- ных направлений.

Игровая ситуация «Путешествие», «Но -вые приключения Тома и Джерри» 1;46, 47. Отношения «длиннее - короче», «дальше - ближе». Понятия «близко - далеко». Игровое упражнение «Что изменилось?» Математическая игра «Уголки»2;159 Психогимнастика «Смелый заяц»2;163 Конструирование «Городской транспорт» 2;164 Математическая игра «Мастерская ков- ров» 2;166 Конструирование «Записная книжка в подарок папе» 2;177

^ Игра «Я робот!» Игра учит ребёнка внимательно слушать коман -ды взрослого. Игра «Фигурное лото»

Выбирать направление снача ла из 2 парных предложенных ему направлений (вперед - назад, налево - направо).

Игровая ситуация «Отважные кладоиска- тели»1;48 Физкультурная минутка «Ладошки встретились и разошлись» Игровое упражнение «Кто впереди. Кто сзади?», «Кто слева, кто справа?» Математическая игра «Волшебный квадрат Воскобовича» 2;182 Математическая игра «Куда спрятался жучок» 2;183 Математическая игра «Найди игрушку» 2;195 Игра «Что изменилось?»2;199 Пальчиковая игра «Лиса и заяц»2;202 Игра «Моргалочки»2;202

^ Игра «Я робот!» Игра «Спрячем и найдем». ^ Игра «Найди клад» Цель игры - научить ребенка ориенти­роваться в пространстве, поворачивать на­право или налево

Выбирать направление сна -чала из 4 парных предложен -ных ему направлений (вперед - назад и налево - направо).

Математическая игра «Что изменилось?» 2;208 Конструирование «Мосты»2;214 Конструирование «Мосты через реку» 2;228

^ Игра «В гости к другу». Графический диктант. «Эстафета». ^ Игра «Зайцы и волк» (В игре участвует вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять план с пространством групповой комнаты.

^ Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко». 8 занятий.

Устанавливать связи между отношениями вида: «дальше - ближе», «близко - далеко»

Аппликация «Мы - строители»2;242 Конструирование «Домик с заборчиком для медвежат»2;242 Рисование «Почему матрешка грустная?» 2;247 Конструирование «Автобусы для гно- мов» 2;249 Конструирование «Двухэтажные дома» 2;255

^ ДИ: «Возьми игрушку». Цель. Продолжать развивать ориентировку в ближнем прост­ранстве, закреплять и уточнять значение слов «далеко», «близко».

Игра «Как вести себя на улице»2; 286 Психогимнастика «Смелый заяц» 2;288

^ Игра «Доползи до игрушки».

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. СТАРШАЯ ГРУППА.

Задачи: - формирование пространственных представлений в различных видах деятельности. - использование жизненных ситуаций для развития ориенти­ровки в пространстве. - упражнять в нахождении предмета по условным координатам, создавать план, следовать в соответствии с планом

Месяц

Цель

Специально-организованная деятельность

Пути реализации в совместной деятельности

Сентябрь

Определение местонахождения предмета по условным координатам с ориентацией одновременно по горизонтали и вертикали.

Игра «Назови фигуры». Игровая ситуация «Гном строит дом» 1;62

^ Игра «Обезьянки». На начальных этапах игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повто­ряя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы. ^ Игра «Путаница» Детям предлагают правой рукой за­крыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться ле­вой рукой до правого носка, а правой ру­кой - до левой пятки и т.д. ^ Игра «Доползи до игрушки». Цель. Продолжать учить воспринимать расстояние, пока­зать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направ­ление.

Развивать умение ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения. Упражнения по ориентации в пространстве по представле-нию.

Игровая ситуация «Иван – крестьянский сын»1;63 Математическая игра «Дорожные знаки»3;21 Знакомство с разными видами штриховки. 3; 24

^ Игра «Путешествие жука» Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх. Игра «Я робот!»

Совершенствовать умение ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения. Упражнять находить левую и правую стороны. Упражнять детей в действен- ном различении и обозначе- нии основных пространствен- ных направлений.

Игра «Угадай, что придумали взрослые?» 3;27 Игровое упражнение «Перчатки» 3;30 Игра «Закончи предложение»3; 31

^ Игра «Фигурное лото» Игра «Помоги пчёлке собрать урожай». Игра «Найди клад» Цель игры - научить ребенка ориенти­роваться в пространстве, поворачивать на­право или налево «Воробушки и автомобиль» (В игре принимает участие вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей ориентировать­ся в групповой комнате, пользуясь планом.

Освоение умения создавать план в заданном масштабе.

Упражнения на развитие глазомера. Математическая игра «Мы учимся штриховать» 3;37 Игровая ситуация «Буратино» 1;64

^ Игра «Художник» Игра «Замри» Цель. Учить детей понимать схе­матическое изображение позы человека. «Кукла Маша купила мебель» «Куда спрятался жучок!» Учить детей свободно поль­зоваться планом.

Знакомство с понятием «плос кость»; «полуплоскость».

Игровая ситуация «Путешествие», Проблемная ситуация «Что такое плоскость?» 3;40 Игра «Найди и заполни клетку»3;42 Дидактическая игра «Отгадай, кто где стоит» 3;42 Игра «Путешествие по комнате» Игра «Найди, где спрятано»

^ ДИ: «Куда пойдешь, что найдешь?». Игра «Я робот!» Игра учит ребёнка внимательно слушать коман -ды взрослого. Игра «Фигурное лото» ДИ: «Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)» Цель. Учить ориентироваться в реальном пространстве с опо­рой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бу­маге, с реальны- ми предметами.

Упражнение в ориентации на плоскости по координатам.

Игровая ситуация «Дорога к Изум – рудному городу »1;65

^ Игра «Я робот!» Игра «Спрячем и найдем». Цель. Продолжать учить ориентироваться в пространстве по­мещения, последовательно осматривать его ^ Игра «Найди клад» Цель игры - научить ребенка ориенти­роваться в пространстве, поворачивать на­право или налево.

Развивать пространственное воображение выполняя постройку по рисунку. Упражнение в ориентации на плоскости по координатам.

Математическая игра «Сколько пар ботинок?» 3;52 Игра «Раскрась разными штрихами домик» 3; 55 Игра «Строительство» бензозаправочной станции по рисунку.3; 58 Игровая ситуация «Спящая красавица» 1;71

^ Игра «В гости к другу». Графический диктант. «Эстафета». Детям объяс­няют, что сначала они должны выполнять все движения в правую сторону, а на об­ратном пути - в левую сторону ^ Игра «Зайцы и волк» (В игре участвует вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять план с пространством групповой комнаты. «Где мишка!» (В игре принимают участие от пяти до семи человек) Дидактическая задача. Учить детей свободно поль­зоваться планом.

Поиск пути по лабиринту

Игра «Автотрасса» 3; 64 Игровая ситуация «Путешествие Людвички к Пряничному Королю» 1; 72

«Замри» (В игре участвует вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей понимать схе­матическое изображение позы человека.

Умение ориентироваться по плану. Поиск пути по лабиринту.

Игра «Поезда»3; 67 Игра «Секреты»3;73 Игровая ситуация «Винни – Пух и его друзья» 1; 77

«Где Маша?» Дидактическая задача. Учить детей соотносить ре­альное пространство с планом. «Три медведя» (В игре принимает участие вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей пользоваться моделью расположения предметов в пространстве.

^ Распространение результатов. В проекте представлено основное содержание математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями программы «Детство», разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена по разделу «Ориентировка в пространстве». Включает в себя подборку игр и игровых упражнений с математическим содержанием, динами­ческие упражнения, пальчиковую гимнас­тику и специальные игры по теме, а также интеграцию различных видов детской деятельности, способствующих развитию и формированию пространственных представлений. Дано перспективное

Конспект занятия по пространственному ориентированию в старшей группе

03.10.2012, 10:27

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве помещения игровой комнаты и на листе бумаги; упражнять детей в чтении схем расположения предметов в ограниченном пространстве; совершенствовать умение передвигаться в заданном направлении; развивать произвольное внимание, память, мелкую моторику рук.

Ход занятия

Ведущий (В.). Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже. Давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие по нашей группе и, возможно, нам удастся увидеть в обычных предметах что-то новое, интересное и, может быть, мы найдем новых друзей.

Актуализация знаний о видах транспорта.

Давайте вспомним, на чем можно путешествовать? Какой вид транспорта вам больше всего нравится? Давайте мы выберем поезд. Из каких частей состоит поезд? (Локомотив и вагоны.) Кто хочет быть локомотивом? А кто лучше всех сможет вести наш поезд?

Игра «Теневое домино».

В. Чтобы построить поезд, каждый должен взять по одной карточке домино и построить цепочку, приставляя цветное изображение предмета к его тени. А теперь, ребята, станьте друг за другом в таком же порядке, в каком лежат ваши карточки. Скажите, кто за кем стоит. Запомните свои места и можете разойтись. Итак, поезд у нас есть. Теперь необходимо выбрать маршрут нашего движения. Что для этого необходимо? (Карта.)

Чтение схемы-плана (повторение графических символов).

В. Используем для этого план игровой комнаты, который мы составили на прошлом занятии. Давайте представим, что мы только вошли в группу. Что находится слева от вас? (Окна.) Каким цветом обозначены окна на нашем плане? (Голубым.) Что находится перед окнами? (Стол.) Какой он формы? (Прямоугольной.) Какого цвета крышка стола? (Белого.) Покажите, где этот стол обозначен на нашем плане. Что справа от вас? (Столы для рисования.) Сколько их? (Три.) Они одинаковые? (Нет, посередине большой, а по бокам - маленькие.) Какой формы большой стол? (Трапеция.) Какого он цвета? (Белого.) Какой формы маленькие столы? (Квадратной.) Какого они цвета? (Желтого.) Покажите, где они расположены на нашем плане. А что расположено посередине нашего плана? (Ковер.) Каким цветом он обозначен? (Красным.)

А что изображено на нашем плане в правом верхнем углу? (Театральный уголок.) Ребята, на плане стрелками обозначен наш маршрут и остановки, на которых нас ждут удивительные приключения. Откуда начинается наше путешествие? (От двери.) А вы помните, кто за кем стоял? Итак, в путь!

Игра «Поезд» (движение по схеме в заданном направлении).

Дети получают карту в руки и двигаются по стрелкам до первой остановки, указанной на схеме. Поезд останавливается, вагоны произвольно рассыпаются.

В. Ребята, а кто у нас сидит на месте Павлика? (Обезьяна.) Рассмотрите ее. Какая у нее шерстка? (Пушистая, коричневая, гладкая, теплая, мягкая и т.д.) Какие у нее грустные глаза! Я поняла, почему она так печальна: у нее нет дома. Ребята, а мы можем помочь обезьяне? Как? (Построим дом.) Но чтобы строить дом, надо начертить чертеж.

Ориентировка на листе бумаги (словесный диктант).

В. Возьмите листики и расположите их так, чтобы красная полоса была слева от вас. Возьмите ручки, приготовьтесь. От точки проведите линию на 5 клеток вниз, на 5 клеток вправо, на 5 клеток вверх и т.д. (Дети выполняют задание.)

Молодцы! Какие красивые дома у вас получились! Теперь обезьяна сможет построить себе дом. А наше путешествие продолжается.

Задание на смену направления движения по словесной инструкции.

В. Пройди вперед до ковра, поверни налево. Дойди до угла ковра и поверни направо. Иди вперед до следующего угла ковра и пройди вперед еще 3 шага. (Вторая остановка.)

Ребята, куда мы прибыли? (В театральный уголок.) Кто здесь живет? (Сказочные герои.) Правильно, вот это Чебурашка - сказочный персонаж. Но он тоже невеселый. Дом у него есть, а вот ковра для игр - нет. Мы можем помочь ему? (Да, мы подарим ему ковер.)

Ориентировка на листе бумаги (создание аппликации).

В. Какой формы у нас лист? (Квадратной.) Рома, положи посередине ковра желтый квадрат. Катя, положи сверху посередине овал, снизу - второй овал, и т.д. В углах ковра приклейте треугольники. Сколько надо треугольников? (Четыре.) Какого они цвета? (Синего.) Между овалами приклейте круги. Красиво у нас получилось? Какой пестрый ковер! Чебурашке он понравился, поэтому он споет нам песенку, а мы давайте проследим за ним глазками.

Гимнастика для глаз, снимающая зрительное напряжение (используется звучащая игрушка).

В. Ребята, а куда же исчез наш план? И что это за письмо? (Читают письмо.) Да, это письмо от крота. Он предлагает вам поиграть в прятки. Сам спрятался и оставил только письмо-подсказку. А вы знаете, кто такой крот? Как он выглядит? Где он может прятаться? Давайте поищем.

Игра «Найди игрушку» (предлагается схема игрового уголка или словесные указания). (Дети выполняют задание.)

В. Где прятался крот? Давайте вместе поиграем в прятки. Куда прячется крот? (На стол, под стол, за шкаф, в шкаф и т.д.)

Крот подсказал мне, где наша карта, она под синей коробкой. Принесите ее, пожалуйста. Но это же не карта, это изображения пляшущих человечков. Давайте и мы потанцуем под музыку.

Физкультминутка (дети выполняют упражнения с опорой на зрительные символы).

В. А нам пора в путь! Паровоз, давай сигнал к отправлению! Мы едем к последней остановке.

Игра «Лабиринт».

В. Ребята, звери потеряли своих детенышей в лабиринтах. Что же делать? (Мы их проведем к маме.) Тогда разберите карточки и помогите детенышам. (Дети выполняют задание.)

Ну, вот, наше путешествие подошло к концу. Где мы с вами сегодня побывали? Кого встретили? Понравилось вам путешествие? Спасибо за внимание!

Из опыта работы. Подбирая слова с противоположным значением, детей учу сознательно сопоставлять различные предметы и явления окружающего мира:временные (день - ночь, утро - вечер); пространственные (далеко - близко); явления природы (темно - светло); соотношение по вкусу, весу, величине (кислый - сладкий, тяжелый - лёгкий, широкий - узкий. На занятиях используются различные дидактические игры: «Скажи наоборот», «Кто больше» -дети делятся на 2 команды и придумывают как можно больше слов - противоположностей; «Закончи предложение» -эта игра учит детей подбирать антонимы к наречиям и существительным; «Посмотри вокруг» - предлагается детям посмотреть вокруг и назвать высокие и низкие, широкие и узкие, короткие и длинные, большие и маленькие предметы.

Тема: «Путешествие в страну наоборот»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  1. Повторить и закрепить знания детей по теме «Антонимы».
  2. Учить детей размышлять, сравнивать противоположные качества, находить причинно - следственные связи.
  3. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному.
  4. Формирование связной речи детей.

Коррекционно - развивающие:

  1. Развивать чувство языка у детей.
  2. Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать умение выражать своё мнение.
  2. Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности.
    Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосом королевы - антонимов, музыкальные фонограммы для проведения игр, дома с изображением Великана и мальчика с пальчика, предметные картинки по теме «Антонимы», мяч, волшебная палочка.
    Герои: Фея из страны знаний, Мальчик - наоборот.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

Заходит фея и рассказывает детям историю:- Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, узнали меня. Я фея из страны знаний. Мне очень хочется рассказать одну поучительную историю
.- Жил - был мальчик - упрямый, невоспмтанный. Он всё делал наоборот. Велит ему мама ложиться спать - он встаёт. Просит повернуться к ней - он отворачивается; улыбнуться -он плакал. Мама очень огорчилась и называла сына Мальчиком Наоборот.

Услышала, про мальчика королева -Наоборот, обрадовалась и забрала его в свою страну, где живут слова с противоположным значением. Помогите отыскать этого мальчика и вернуть его домой. Дорога в этот город будет дальняя. А я с вами прощаюсь, до свидания, счастливого пути!
Логопед: Все мы любим путешествовать. Но сегодня мы отправимся в необычное путешествие.

3. Закрепление изученного материала.

Ребята посмотрите на дороге лежит камень. Отодвину - ка я травку и посмотрю, что там под ней. А на камне нарисована карта нашего путешествия. В страну - наоборот мы можем пройти по двум дорогам: одна длинная, а другая короткая. По какой пойдём? Ребёнок: «Пойдём по длинной дороге».
Логопед: «Ну что ж отправляемся в путь
Сначала я буду ребёнком, к коленочкам прижмусь
Потом я стану взрослым, до лампы дотянусь
Я по узкой дороге, медленно иду, по широкой дороге я быстро пробегу.
И в страну -наоборот я дойду.

1. Пришли в гости к Великану и мальчику с пальчику.
Логопед: Ой, ребята посмотрите, а куда же мы с вами пришли. Длинная дорога привела нас в гости к Великану и мальчику с пальчику. Это дом Великана. А это дом мальчика с пальчика. Давайте посмотрим на их дома и сравним, какие они. У великана дом, какой? (Высокий, большой) А у мальчика с пальчика, какой? (маленький, низкий).
А сейчас давайте заглянем внутрь домиков и посмотрим, как они в них живут.
Давайте мы с вами разделимся. Кто хочет пойти в гости в Великану? А остальные пойдут к мальчику с пальчику. Давайте поглядим, какая мебель в доме.


Великан Мальчик с пальчик
Стол большой маленький
высокий низкий
стул большой маленький
высокий низкий
Полы грязные Чистые
Какую посуду вы видете на столе:
Новая кастрюля старая кастрюля
Большой стакан маленький стакан
Горячий чай, потому что идет пар холодный чай
Глубокая тарелка мелкая тарелка
Что ещё интересного вы видете?
Большую морковь маленькую
крупную мелкую
Чёрный хлеб белый хлеб
Яблоки крупные мелкие
Сладкий сахар горький перец
Полная сахарница — пустая сахарница чай горячий, а мороженное холодное.
Чистая ложка — грязная ложка
черный хлеб— горячий — холодный
Сахар сладкий, а перец горький.
Вам понравилось в гостях?


2. Мы с вами немного устали. Посмотрите, какая чудесная поляна. Я предлагаю вам отдохнуть. Ребята посмотрите на поляне что - то лежит. Да это же волшебный мешочек. Давайте поглядим, что в нём.
Игра «картинки перевёртыши». Логопед объясняет, что сейчас дети будут составлять предложения по картинкам. Если составят правильно, он им покажет картинку и с обратной стороны.
Логопед: Ребята, какие же вы все молодцы! Справились с заданием.

4. Физкультминутка.

Ребята, хотите поиграть и на несколько минут превратиться в мальчиков и девочек наоборот? Тогда вы должны выполнять все движения наоборот.
Сели - (встали)
Опустили руки - (подняли)
Подняли руки - (опустили руки)
Открыли широко глаза - (закрыли широко глаза)
Закрыли рот - (открыли рот)
Открыли рот - (закрыли рот)
Показали ладони - (спрятали)
Встали на пяточки - (встали на мысочки)
5. Понравилась вам игра?
Ну а нам пора отправляться дальше в путь. По какой дороге отправимся в путь? Ребёнок: По короткой. Логопед: Интересно, куда же она нас приведёт.
Ребята, кажется, мы дошли. А вот и дворец, где живёт королева - наоборот. Какой он необычный. Картинки висят, Давайте позвоним в колокольчик.
Королева - наоборот: Кто нарушил мой покой?
Дети: Мы ребята из детского садика «Росинка» пришли выручать мальчика - наоборот.
Королева - наоборот: Я вам мальчика просто так не отдам, сначала я проверю, как вы выполните мои задания.

5. Игра «Скажи наоборот».

Используется аудиозапись с голосом Королевы,
Игра “Исправь ошибку” (с опорой на предметную картинку).
Королева - наоборот: Но это не все задания, которые я для вас приготовила. У меня есть ещё более сложное задание. Посмотрите на картинки и исправьте меня.
День пасмурный? (Солнечный)
Небо тёмное? (Светлое).
Солнце тусклое? (Ясное).
Земля белая? (Чёрная).
День летний? (Зимний).
Лимон сладкий? (Кислый).
Платье короткое? (Длинное).
Девочка грустная? (Весёлая).(Логопед добивается полных ответов от детей).Королева - наоборот: Молодцы ребята! Вы выполнили все мои задания. И я больше не могу задерживать у себя мальчика - наоборот.

6. Появляется мальчик-наоборот.

Логопед: Вот он, какой мальчик - наоборот. Как же тебя зовут? - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Серёжа. Я благодарю вас, что освободили меня от королевы - наоборот.
Ребята, давайте поздороваемся с Серёжей.
Логопед: скажи нам, пожалуйста, Серёжа, что у тебя в руках?

С помощью этой палочки мы поможем научиться дружить. Королева - наоборот рассказала мне, что палочка поможет подружиться толстому и тонкому, высокому и низкому, узкому и широкому. Например, с помощью палочки я помогу подружиться большому слону и маленькой мышке. А вы кому поможете, ребята? Ответьте, с кем хочет дружить горячий огонь?
Дети. Горячий огонь хочет дружить с холодным льдом.
Логопед. С кем хочет дружить легкое перышко?
Дети. Легкое перышко хочет дружить с тяжелой гирей.
Логопед. С кем хочет дружить сладкая конфета?
Дети. Сладкая конфета хочет дружить с горьким перцем.
Логопед. Понравилось ли вам делать добрые дела? А какое доброе дело мы с вами совершили? Ребёнок: мы спасли Серёжу от королевы - наоборот. А какое у вас сейчас настроение? Дети: Радостное, весёлое, хорошее.
Дети отвечают на вопросы.

7. Игра «наоборот»

Ребята вставайте все в круг.
И нам с вами пришел черед
Сыграть в игру
“Наоборот”.Скажу тебе назад, ответишь ты вперед.
Скажу я слово высоко,
а ты ответишь низко
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь близко
Скажу я слово тяжело,
Ответишь мне - легко,
Скажу тебе мороз, а ты ответишь зной,
Скажу я слова вам густой, ответишь ты мне жидкий
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты нашел
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты: храбрец
Теперь начало я скажу,
Ну отвечай: конец.
Логопед: Ну а нам с вами пора возвращаться домой. Закрывайте глазки и как только я назову число 5 вы глаза откроите.
1,2.3.4.5 вот и дома мы опять.

8. Итог занятия.

Ребята, какое же у нас с вами замечательное получилось путешествие. У кого мы сегодня были в гостям. Дети: мы побывали в гостях у Великана и мальчика с пальчика, у королевы - наоборот. Я думаю, что вы никогда не будете такими, каким был мальчик - наоборот. Всегда будете слушаться своих родителей, бабушек, дедушек и воспитателей. Будете воспитанными, культурными, добрыми детьми.
Мне понравилось, как вы работали. Наше занятие окончено, всем спасибо! До свидания.

ЦЕЛЬ: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы.

Закрепить знания о временах года: называние признаков, названий месяцев, дней недели;

Упражнять в назывании утро, день, вечер, ночь;

Закрепление счёта (в пределах 10);

Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи;

Упражнять в классификации предметов (определение материала, из которых они сделаны);

Развивать логическое мышление, речь, память;

Воспитывать любознательность, наблюдательность, самостоятельность;

Методические приемы:

Сюрпризный момент, использование художественного слова, игровой метод, наглядный, словесный, поощрение, рефлексия, контроль во время работы (устный, фронтальный, проверка друг у друга, поощрение).

Оборудование:

Проектор, ноутбук, наглядный материал (изображение радуги; предметов изготовленных из железа, дерева, стекла), мяч, медали.

Раздаточный материал:

Доска с двумя полосками, наборы цветов (ромашки, колокольчики), наборы цифр, наборы геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник, ромб, трапеция, прямоугольни

(Дети входят в зал под музыку, приветствуют гостей, встают полукругом).

Входит воспитатель с кистью и красками в руках.

Воспитатель: Ребята, сегодня для вас я приготовила красивую картину, которую сама нарисовала. Вот она, смотрите! (Слайд № 2)

(На слайде изображение радуги).

Что за чудо - чудеса в гости радуга пришла и дорожки принесла,

Все дорожки не простые, а волшебные такие!

По дорожке кто пройдет - тот играет,

Много знает, всегда красиво говорит,

В подготовительную группу перейти спешит!

Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу? (да)

(Слайд № 3 - радуга гаснет)

В. Ой, что-то произошло, радуга исчезла! Как же мы теперь перейдем в подготовительную группу? Я не смогу больше нарисовать такую же радугу, не помню порядок расположения цветов. Ребята поможете мне вспомнить расположение цветов радуги? (да). Хорошо!

(Воспитатель достаёт цветные конверты - 7 штук.)

В. Посмотрите, у меня для вас есть цветные конверты. В каждом задания, которые необходимо выполнить, но в определённой последовательности нужно брать конверты в порядке расположения цветов радуги, чтобы радуга восстановилась правильно.

Ребята, вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания, чему мы с вами научились за год, и перейти в подготовительную группу.

Но прежде чем приступить к выполнению заданий, нам с вами нужно вспомнить, сколько цветов у радуги? (7). А назовите эти цвета. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

В. Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! Ой, я что-то даже не знаю какой выбрать. Помогите мне, какой цвет конверта выбрать первым?

Дети: Красный!

(открывают красный конверт, читают задание)

Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,

Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,

Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?

Дети: весна. (Слайд № 4) - показывает картинку о весне).

После суровой, продолжительной зимы пришла весна. Давайте опишем словами, какая бывает весна?

(дети по очереди называют прилагательные к существительному)

Дети: Долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая и т. д.

(Слайд № 5 – показывает картинку - лето).

В. А это ребята, какое время года? Правильно, лето. А назовите признаки лета. (Ответы детей) Какое лето бывает?

Дети: Жаркое, весёлое, яркое, цветочное и т. д.

В. Назовите летние месяца. (Июнь, июль, август)

(Слайд № 6 – показывает картинку - осень).

В. Эта картинка, к какому времени году относится? (осень) Как вы догадались? Назовите осенние месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

(Слайд № 7 – показывает картинку – зима).

В. Здесь, какое время года изображено? (зима) Как вы догадались? Назовите признаки зимы, полными ответами. (Ответы) Перечислите зимние месяца. (Декабрь, январь, февраль)

В. Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Вот и первая дорожка радуги появилась. (На доске крепится красная дорожка радуги).

(Слайд № 8)

В. Ой, что-то я устала…

Физминутка. (Дети вместе с воспитателем становятся в круг).

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).

В. Ребята, а каким следующим цветом дорожка радуги?

выбирают оранжевый 2 конверт.

В. Чтобы появилась следующая дорожка радуги, вам необходимо правильно выполнить задание. «Что из чего сделано». (Слайд № 9).

Внимание на экран, перед вами расположены три стола под номерами – 1, 2, 3. Сейчас будут появляться картинки с различными предметами, которые сделаны из различных материалов. Ваша задача: на первый стол положить картинки с изображением предметов, которые сделаны из дерева, на второй – из металла, и на третий - из стекла.

(дети выполняют задание).

В. Молодцы ребята справились, и вот появилась оранжевая дорожка радуги. (На доске появляется оранжевая дорожка радуги).

В. Ой, смотрите, вот на столе еще лежат цветные конверты - желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Какой выбрать, дети, подскажите!

В. Дети выбирают правильный цвет - желтый 3 конверт.

(Слайд № 10 – изображение поляны с ромашками и колокольчиками).

В. Посмотрите на картинку, что на ней изображено? (Поляна с цветами)

Правильно, на картинке изображены ромашки и колокольчики. Присаживайтесь за столы, вам необходимо собрать букет из 4 ромашек и 5 колокольчиков. На верхней полоске выкладываем справа на лево 4 ромашки, на нижней выкладываем 5 колокольчиков. Равное ли количество колокольчиков и ромашек, посчитайте? (нет). Насколько меньше ромашек, чем колокольчиков? А что нужно сделать, чтобы было одинаковое количество и ромашек и колокольчиков? (добавить одну ромашку или убрать один колокольчик). И обозначьте количество, соответствующей цифрой.

В. Правильно выполнили, и появилась ещё одна дорожка радуги. (На доске

В. Вот у нас осталось уже только 4 цветных конверта, какой цвет выбираем? Какое же задание нам приготовлено?

(Дети выбирают зеленый конверт – 4-й).

(Слайд № 11 – изображены геом. бусы: треугольник, круг, квадрат).

Вот мы сейчас и посмотрим, кто из вас сможет правильно выложить геометрические бусы.

Дидактическая игра “Бусы”

(Дети на местах продолжают логическую цепочку из геометрических фигур).

А теперь подберите к предметам геометрические фигуры, похожие на них. (Сдайд № 12)

На какую геометрическую фигуру похож телевизор? (на квадрат)

На какую геометрическую фигуру похожа пирамида? (на треугольник)

А солнце? (на круг)

А шарик? (на овал)

А стол (на прямоугольник)

А юбка у девочки, на какую фигуру похожа? (на трапецию)

А вот знак дорожный «Главная дорога», на какую геометрическую фигуру похож? (на ромб)

В. Молодцы, ребята! И с этим заданием успешно справились! Появилась следующая дорожка радуги. (Зеленая дорожка)

В. Итак, нам осталось выполнить лишь 3 задания. Открываем мы с вами уже, какой конверт? Вот перед нами уже и голубой - 5 конверт. Какое же задание он нам приготовил?

В: «Задание на сообразительность». Вот и хитрые вопросы!

Кто скажет, сколько дней в недели?

Расскажите по порядку дни недели.

Какой день недели после вторника?

Сколько выходных в неделе?

Какой день недели перед пятницей?

Спим мы ночью, а делаем зарядку… .(утром) .

Солнце светит днем, а луна …. (ночью) .

Ужинаем мы вечером, а спим … .(ночью)

В. Молодцы, ребята. Устали вы наверно, ребята! Давайте отдохнем с вами. (Слайд № 13)

Физкультминутка

(Ребёнок рассказывает стихотворение. Дети встают в круг, повторяют движения за ним).

В понедельник я купался, а во вторник рисовал

В среду - долго умывался, а в четверг – в футбол играл

В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал

А в субботу, воскресенье - целый день я отдыхал!

В. Осталось у нас только 2 конверта, синий и какой… .фиолетовый. Какой надо теперь выбрать? - синий конверт – 6.

(Слайд № 14).

Дидактические игры «Скажи наоборот»

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий;

Большой – маленький;

Высокий – низкий;

Широкий – узкий;

Толстый – худой;

Далеко – близко;

Вверху – внизу;

Слева – справа;

Вперед – назад;

Один – много;

Снаружи – внутри;

Легкий – тяжелый;

Сильный - слабый;

Быстро - медленно.

В: Молодцы! Остался у нас фиолетовый конверт.

Дидактическое упражнение «Задачки в стихах»

Семь веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться –

Сколько свинок у корытца? Пять.

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Три кричат вослед за ней:

«Не забудь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало? Четыре.

Пять цветочков у Наташи

И еще два дал ей Саша.

Сколько будет два и пять? Семь.

Привела гусыня-мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки:

Три сынка, а сколько дочек? Три.

В: Вот и появилась последняя дорожка радуги. Выполнили все задания из 7 конвертов, и цвета радуги правильно сложили. Теперь, мы можем со своими знаниями смело перейдем в подготовительную группу!

Спасибо ребята, что вы мне помогли снова собрать радугу.

А я за ваши знания хочу всех ребят похвалить и вручить всем медали.

Он чтобы получить медаль нужно, сказать, что больше вам понравилось и что интересного было на занятии. (Дети получают медали).

(Слайд № 15 – показывает радугу).

Все вместе. (Звучит музыка)

Радуга дуга-дуга, унеси меня в луга

На травушку шелковую, на речку бирюзовую,

На теплый желтенький песок, где милый сердцу уголок

Мы по дорожкам радуги шагали, все сложные задания выполняли.

В подготовительную группу нам идти пора, до свидания друзья!

(Дети выходят из зала).

Александра Гостева
«Далеко-Близко». Интегрированное занятие по математическому развитию

Далеко-Близко

(интегрированное занятие )

Цель занятия

Учить делить квадрат на четыре части путем его складывания по

диагонали; составлять предмет из четырех частей измерять

протяженность с помощью условной мерки : развивать представление о

расстоянии : «далеко » , «близко» .

Материалы

для воспитателя : два больших листа бумаги белого или голубого

для детей : по одному бумажному квадрату, все квадраты одного

(зеленого) цвета, но разных размеров (3х3 см; 2,5х2,5 см : 2х3 :

ножницы, клей, мешочек с песком, полоска длиной 4 см.

Ход занятия

Сидя за столом

У каждого ребенка по одному квадрату. Воспитатель предлагает по-

разному назвать фигуру, которая лежит перед ними (квадрат,

четырехугольник).

Затем детям предлагается самостоятельно разделить квадрзи на четыр

треугольника. По окончании работы воспитатель предлагает показап

треугольники и, показывая на части от разных квадратов, проси"

ответить, почему получились разные треугольники.

Дети самостоятельно делают вывод : квадраты были разные, поэтом

и треугольники разной величины.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку :

Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год? (Елка)

Ответ выложите из всех треугольников

Дети приступают к выполнению задания. Если : воспитатель видит, что

ребенок сделал самую простую елку, он предлагает собрать ее по-

другому. Полезно еще раз напомнить детям, что в работе нужно

использовать все треугольники, прикладывая один к другому без

наложения.

По окончании работы предложите детям наклеить елки на большие

листы бумаги, лежащие на столах. Напомните им, что елки необходимо

располагать по всему листу.

Какой красивый лес у нас получился! Но как узнать, какая елка

самая высокая? Какая самая низкая? Что для этого

надо сделать? {Измерить.) Чем можно измерить высоту елок?

Дети самостоятельно делают мерку и с ее помощью измеряют высоту

Какая елка далеко , а какая елка ближе?

Как узнать, где больше елок, не пересчитывая их?

с помощью заместителей дети устанавливают соответствие между

двумя группами предметов.

На земле чертится линия. Дети становятся за нее. У них в руках

мешочки с песком. По сигналу дети бросают мешочки вдаль.

Усложнение. Бросить мешочек левой рукой.

Примечание. Доказать дальность полета можно с помощью измерения.

Дети могут предложить разные мерки : палочку, прутик и т. д. В этом

случае скажите детям, чтобы они представили, что этих предметов нет, пусть придумают, чем еще можно измерить расстояние. Не торопите их с ответом. Дайте возможность высказаться всем. Можно подсказать, что расстояние можно измерить с помощью ступни.

«Что ближе?»

Предложите детям разделиться на две команды. Одной команде дайте

задание назвать предметы, которые находятся вдали, другой - вблизи. В конце предложить детям подсчитать, сколько предметов назвала каждая команда и сколько предметов назвали обе команды вместе.