Как родители заботятся о детях. Позаботьтесь о новорожденном: советы молодым родителям

Забота о новорожденном малыше - это ответственная процедура, и у молодых неопытных родителей могут возникнуть определенные сложности. Итак, у вас в руках этот маленький комочек счастья, у которого единственным способом общения с внешним миром являются плач и крик. Это сложно, если вы не до конца осознаете, что после стольких лет ответственности только за себя, вы теперь приобретаете ответственность за крохотное беспомощное живое существо, за вашего первенца.

Это чувство может давить на вас, поэтому поспешим дать ценный совет: глубоко вдохните и расслабьтесь. Ребенок остро чувствует, когда родители встревожены или озабочены. Особенно это касается материнских рук, поэтому не беспокойтесь по пустякам и вооружитесь терпением.

Первая неделя: плач от голода

Первые дни пребывания в доме новорожденный будет спать приблизительно по 20 часов в сутки. Однако в этот период малыш остро нуждается в пище, поэтому не думайте, что сон его будет длительным. Кроха будет часто просыпаться, и если он плачет, это означает, что он голоден. Подумайте только, что желудок вашего малыша еще такой крохотный, а потребности в пище велики. Поэтому в первые дни кормить ребенка необходимо каждые два часа. Однако не выдерживайте в точности режим кормления, а прикладывайте ребенка к груди по требованию. Если вы заметили, что малыш не так давно поел, но продолжает плакать, может быть, он попросту не наелся.

Другие причины плача

Итак, вы твердо уверены в том, что малыш сыт. Но он снова плачет. Проверьте подгузник, может быть, он наделал «дела», и теперь его одолевают неприятные ощущения. Вы поменяли подгузник, но кроха снова за «свое». Дело в том, что в утробе матери эмбрион помещен в жесткие рамки.

Вероятно, крохе просто страшно существовать в открытом пространстве, бессознательно размахивая своими ручками и ножками. Поэтому попробуйте крепко спеленать малыша и покачать, он скоро успокоится. Если же малыш и после этого не угомонился, призовите в помощь подручные средства: подвесную колыбельку или коляску на амортизационных колесах.

Также следите за тем, чтобы у ребенка был ежедневный стул и мягкий животик. Если вы кормите грудью, ограничивайте потребление острой и соленой пищи, других недиетических продуктов.

Как правильно купать малыша

В первую неделю после выписки из родильного отделения врачи могут не разрешить купать малыша до полного заживления пупочной ранки. Но гигиену соблюдать все же необходимо. Вооружитесь мягкой фланелевой тканью, смочите ее теплой водой и протирайте личико малыша, его ножки и ручки.

После того как пупочная ранка полностью заживет, наступает день, когда ребенок примет первую в своей жизни ванну. Не заполняйте ванночку водой полностью, так вы избежите дополнительного стресса. Мыть ребенка необходимо в теплой воде, температура которой не превышает 40 градусов. Комфортность воды можно проверить собственным локтем.

Перед тем как раздеть малыша и поместить в ванную, необходимо приготовить все необходимое: столик для пеленания с одеяльцем, пеленками и полотенцем, пенку или шампунь для новорожденных, ванную, наполненную теплой водой, фланелевую тряпочку вместо губки.

После того как вы раздели малыша, осторожно поместите его в ванную. Новорожденным очень нравится купаться, поэтому не волнуйтесь, ваш ребенок не будет плакать и сопротивляться. Одной рукой придерживайте крохе головку, а другой рукой обтирайте ему тельце.

Очень хорошо, если купание неопытные родители проводят в четыре руки: один родитель держит малыша, а другой моет. После завершения процедуры мытья, быстро выньте малыша из ванной, поместите в положение животиком книзу, а на спинку накиньте большое махровое полотенце. Затем полностью укутайте кроху и несите на столик для пеленания. Ничего сложного, не правда ли?

Часто мамы не ожидают, что первые три месяца после родов требуют непрерывного внимания к ребёнку. Мать так же тесно связана с ним, как и во время беременности, только уже не изнутри, а снаружи. Она питает малыша не через плаценту, а грудью, и носит его не внутри себя, а на руках. Недаром это время называют четвёртым триместром беременности.

Научитесь доверять Вашим материнским инстинктам . Будьте уверены, что Ваши инстинктивные знания о том, как нужно ухаживать за ребёнком, обязательно разовьются, хотя это может потребовать времени.

Заботиться о новорождённом - это значит окружить его любовью, кормить, содержать в чистоте и сухости, наблюдать за его дыханием и температурой.

Ваш осмотр младенца и его реакция на Вас - обычно самый лучший способ контроля его самочувствия. Когда Вы научитесь понимать малыша, тогда станете чувствовать все его потребности.

Спросите своего врача относительно того, какими должны быть температура тела, дыхание, выделения или что-то ещё, что Вас беспокоит. Его советы и информация из этой книги помогут Вам обрести уверенность и безошибочно определять благополучие младенца. Когда Вы научитесь доверять своей интуиции, то будете остро чувствовать своего ребёнка и его потребности.

Все вопросы, связанные с его здоровьем (в том числе и прививки) и воспитанием, должны окончательно решаться только родителями. Прививки обсуждаются отдельно.

Забота о новорожденном. Кормление грудью

Кормление грудью - это прекрасное естественное действие, заключающее в себе некое таинство. Одно из основных занятий новорождённого - это сосание материнской груди. Дети, рождённые естественно и сразу положенные на живот матери, сначала лижут, а в скорости сосут грудь. Напомним, что сосательный рефлекс имеет наибольшую силу в течение примерно 20-30 минут после рождения. Если ребёнок не приложен к груди в это время, то его сосательный рефлекс резко снижается или вообще исчезает, не возвращаясь до конца второго дня. Чем раньше начнёт сосать Ваш ребёнок, тем быстрее придёт настоящее молоко.

В первые два или три дня Ваше молоко будет светло-желтым и нежирным. Это молозиво (или первое молоко) содержит много белка и очень питательно. Молозиво содержит антитела и защищает малыша от инфекций. Оно также способствует появлению стула у Вашего младенца и освобождению его кишечника от мекония. Это хорошая профилактика желтухи новорождённых. Молозиво - это идеальная первая еда младенца, удовлетворяющая все его потребности. Ни в коем случае не давайте ему дополнительно искусственного прикорма! Молозиво чрезвычайно важно для новой жизни. Например, козлята молочных коз, не сосавшие материнского молозива, не могут выжить. К счастью, человеческие младенцы в большинстве своём выживают, даже если они не получили молозива.

Начальное грудное кормление необходимо не только для удовлетворения физиологических потребностей ребёнка и защиты его от болезней. Это кормление помогает развитию очень важного раннего слияния (bonding) между матерью и ребёнком. В свою очередь слияние прокладывает (освобождает) путь к близким отношениям мамы и малыша. Это раннее кормление также даёт младенцу навыки сосания и стимулирует прилив молока у матери.

Даже если Вы категорически решили не кормить грудью, то постарайтесь хотя бы накормить новорождённого первым молозивом. Оно столь важно для благополучия Вашего малыша и даёт такой оздоровительный эффект, что с лихвой окупает Вашу жертву.

Запомните, что практически каждая женщина может кормить грудью. Исключение составляют только случаи туберкулёза в открытой форме, СПИДа, тифозной лихорадки и малярии и некоторых других чрезвычайно редких состояний у матери.

В течение первых дней, а чаще на четвёртый - пятый день кормления могут болеть соски. Некоторые женщины подготавливают свои соски тем, что грубо массируют их пальцами или растирают жёстким полотенцем в последние несколько недель беременности. Если Вы этого не делали, то не следует очень беспокоиться. Во-первых, соски болят далеко не у всех женщин. Во-вторых, некоторые исследования показывают, что количество женщин, испытывающих боль, почти одинаково как среди тех, кто «подготовил» свои соски, так и среди прочих.

Когда младенец сосёт, он должен открывать рот широко, чтобы захватить не только сосок, но также и часть около соскового кружка. Вы не должны силой заталкивать свою грудь в рот малыша. Ребёнок сам возьмёт её. Попробуйте пощекотать своим соском его губы или щёчку, а когда он широко откроет рот, поднесите ребёнка поближе, и он крепко схватит сосок и начнёт сосать. Приближайте младенца к себе, а не наклоняйтесь к нему. Наклон над ним не приведёт к успеху. Достаточная опора для спины позволит Вам сидеть прямо и расслабиться во время кормления. Большинство затруднений начала кормления разрешатся, как только мать научится предлагать грудь, а новорождённый натренируется брать её.

Запомните, Вы должны кормить ребёнка из обеих грудей во время каждого кормления. Вначале постарайтесь кормить семь-десять минут с одной стороны и немного дольше с другой стороны. Постепенно это может увеличиваться до десяти-пятнадцати минут с каждой стороны. Не забывайте чередовать последовательность грудей при каждом кормлении. Закалывайте булавку возле той груди, которой начинали кормление.

Некоторые матери хотят быть уверены, что их малыш нормально дышит во время кормления. Эта тревога чаще всего не имеет оснований. Однако если грудь очень полная или ребёнок расположен неправильно, его ноздри могут быть перекрыты. Держа свою руку лодочкой, нажмите на грудь так, чтобы дыхание ребёнка было свободно.

Каждый раз во время кормления убедитесь, что рот малыша над центром околососкового кружка. Сосание с одного края может вызвать болезненное пережатие молочных протоков. Также будьте уверены, что сосок глубоко погружен в рот младенца вместе с околососковым кружком. Сосание только верхней части очень неэффективно и может вызвать у Вас повреждение.

Иногда, когда здоровые мать и дитя имеют затруднения в начале кормления, причина в том, что подавлен рефлекс выделения молока. Это никак не связано с выработкой молока. Молока много, просто зажаты млечные протоки. Напряжение - самое большое препятствие для выделения молока. Помогает только спокойствие и расслабление.

Многие женщины чувствуют, как выделяется молоко. Вы можете ощущать это как приятное наполнение, онемение или сокращения в груди. В самом ярком варианте это ощущение напоминает оргазм, блаженство, которое сливается с любовью к малышу. Это своеобразное состояние переживается женщинами только во время грудного вскармливания.

Если Вы не ощущаете выделение молока - не беспокойтесь. Если Вы внимательно послушаете, то услышите, как малыш глотает, когда молоко выделяется. Если Ваш младенец слабый сосальщик, то ему просто требуется больше времени на стимуляцию выделения молока.

Кормление грудью может и должно стать источником радости как для матери, так и для дитя. И хотя вначале оно обычно несколько затруднено, не отказывайтесь от него. Когда гормоны придут в равновесие (что чаще происходит к третьему месяцу кормления), и Ваше тело определит совершенно точно, сколько молока производить, это станет лёгким, и Вы обнаружите, что даже предвкушаете каждое кормление.

Первые две недели после родов - это критический период, когда устанавливается связь кормления. Кормящая мать в это время особенно нуждается в физической, эмоциональной и практической поддержке.

Давая ребёнку грудь по его желанию, Вы можете быть уверены, что он получает достаточно молока. Существует большой разброс в количестве молока, необходимого для достаточного питания каждого ребёнка. И не редкость, когда новорождённый требует грудного кормления каждые полтора часа. В среднем естественная потребность ребёнка в питании следующая:

  • 6 раз в первые сутки;
  • 7 раз во вторые сутки;
  • 8 раз в третьи сутки;
  • 9 раз в четвёртые сутки;
  • 8,5 раз в пятые сутки;
  • 8 раз в седьмые сутки.

Другими словами, частота имеет тенденцию к увеличению в первые несколько дней, потом останавливается и постепенно снижается. Современные специалисты теперь предпочитают кормление по потребности новорождённого. Оно улучшает выработку молока, максимально способствует набиранию веса ребёнком и уменьшает застой в груди, а также может уменьшить болезненность сосков. Ночные кормления в первые недели особенно важны, чтобы у мамы вырабатывалось больше молока, а также как профилактика нагрубания молочных желёз.

Домашнее окружение

Ваш младенец совершил путешествие через подводный мир внутри Вас во внешний мир воздуха и гравитации. Он сейчас Ваш маленький учитель от Бога. Окружите его любовью и защитой. Немецкий философ Рудольф Штайнер подчёркивал важность безопасного бесстрессового окружения для младенца. Его неокрепшая нервная система нежна, а чистая душа впитывает окружающие впечатления подобно губке.

Если Вы пока не можете совсем отказаться от телевизора, то по крайней мере в первые несколько месяцев изолируйте от него Вашего младенца. Давайте ему слушать мягкую спокойную музыку или, ещё лучше, пойте, играйте на музыкальных инструментах. Младенец полюбит Ваш голос и игру независимо от Вашего мастерства.

Кроме того, тихая спокойная атмосфера в доме сделает более удачным начало грудного кормления. Лактация (выработка молока) напрямую зависит от спокойствия и расслабленности матери.

Естественные выделения ребёнка

Первые дни после рождения - это переходное время для ребёнка. Тело малыша занято тем, чтобы впитать остатки амниотической жидкости, оставшейся в лёгких, в ушах и т. д., и освободиться от всех отходов строительства человеческого существа. Эти отходы копились девять месяцев в его кишечнике. Теперь они выходят.

Стул новорождённого, называемый меконием, почти чёрный или черно-зелёный и похож на дёготь, т. к. в нём много желчных кислот, накопившихся за время беременности. Не надо пугаться, это нормально. Когда у Вас на смену молозиву придёт настоящее молоко, меконий постепенно (к четвёртому - пятому дню после рождения) перейдёт в нечто, напоминающее жёлтый творожок. Стул младенцев-грудничков, не получивших прикорма, имеет приятный кисломолочный запах. (Надо помнить, что всего один глоток любого прикорма производит революцию в кишечнике малыша, и запах его выделений изменяется.)

Обычно стул у грудничков бывает столько раз в сутки, сколько его кормят грудью, чаще всего это происходит одновременно (кишечник освобождается во время кормления).

Маленькое тело новорождённого хорошо сохраняет воду и вещества и очень рационально их использует. Шесть-восемь пелёнок, которые ребёнок мочит за сутки, говорят о том, что он получает достаточно жидкости. Первая его моча будет тёмной, это произойдёт в первые сутки, но к третьему - четвёртому дню урина (моча) должна стать прозрачной или чуть желтоватой. Когда приходит много молока, можно ожидать увеличения числа мокрых пелёнок до 10-20 штук в сутки.

Смена подгузников

Меняя подгузники, надо постоянно заботиться о чистоте и сухости кожи ребёнка. Его нужно каждый раз подмывать тёплой или прохладной водой и тщательно очищать складочки кожи от остатков кала. Даже если Вам очень приятны парфюмерные запахи, никогда не используйте кремы, масла, присыпки, шампуни и мыло с химическими добавками. Избегайте продукции с минеральным маслом, тальком и любыми отдушками.

Запомните! Всё, что попадает на нежную кожу Вашего ребёнка, впитывается в его тело. Особенно следует остерегаться фирменной продукции крупных зарубежных фирм с «клинически проверенной мягкостью», которая в избытке содержит эти вредные вещества.

Лучшая присыпка - натуральный кукурузный крахмал. Лучший крем при опрелости - материнское молоко. Побрызгайте им на опрелости и оставьте эту область открытой. Воздушные ванны - прекрасное средство для лечения опрелостей и их профилактики, поэтому как можно дольше оставляйте малыша голеньким. У Бориса и Лены Никитиных есть хороший совет:

«Во время кормления расправляйте все складочки, где есть опрелости, и нежно дуйте на них».

При опрелостях также можно подмывать ребёнка, используя слабый раствор питьевой соды. Сода нейтрализует кислоту, содержащуюся в моче и фекалиях ребёнка.

Для профилактики и лечения опрелостей можно использовать отвары череды, ромашки или чистотела, которые следует добавлять в ванну при купании малыша.

Широко рекламируемые одноразовые подгузники (памперсы) тоже не полезны для Вашего малыша. Это синтетические материалы, содержащие химические добавки, которые впитываются в кожу и воздействуют на неё, вызывая опрелости. Синтетика накапливает и удерживает в себе как мочу, так и тепло, перегревая органы, которые должны развиваться при пониженной температуре. В США давно считается, что широкое использование одноразовых пеленок в младенчестве является одной из причин импотенции и повзрослевших мужчин. Кроме неблагоприятного влияния на физиологическом уровне, не забывайте о психологическом. Ребенок с самого рождения привыкает не испытывать ни в чем неудобства, он не понимает, что такое «мокро», потом ему к годику будет очень сложно привыкать к горшку, он просто не поймет, зачем это делать, если и так все в порядке. Отсутствие трудностей отнюдь не приводит к способности их преодолевать. Вы сами можете продолжить эту аналогию в его взрослую жизнь.

Кроме того, материалы, использующиеся в подгузниках, не разлагаются в природе и, будучи выброшенными, создают экологические проблемы. Нужно ли за столь сомнительный продукт так дорого платить? Конечно, бывают случаи, когда их использовать легко и удобно, если Вы, например, отправляетесь к кому-то на свадьбу, в долгую дорогу и т.п. Для повседневного же использования мягкие подгузники из старой простыни или из марли гораздо полезнее и дешевле.

Некоторые мамы, хорошо чувствующие своего ребенка, с первых месяцев начинают его «высаживать» - держа над тазиком или ванной сразу после сна, кормления или когда малыш проявляет определенное беспокойство. Это помогает избежать большого количества мокрых и грязных пеленок и приучает малыша к опрятности.

Смена пеленок – самое подходящее время для общения с малышом, игры с ним и небольшой гимнастики. Когда вы любите своего малыша, смена пеленок доставляет вам радость. Известно, что отец, участвовавший в родах в процессе слияния, чаще меняет пеленки.

Новорожденные мальчики не нуждаются в особой гигиене. Просто при подмывании мойте его пенис снаружи, как и все остальные части тела. Не сдвигайте крайнюю плоть и не обнажайте головку пениса! Это может вызвать раздражение, зуд и даже рубцевание между крайней плотью и пенисом, возникающие в результате инфекции. У младенцев крайняя плоть еще интимно связана с головкой (так называемый физиологический фимоз). Естественное разделение произойдет только через несколько месяцев или лет.

Давайте малышу побольше времени находится без подгузника. Если дома достаточно тепло, можно вообще его не применять. Клеёнка под простынкой обеспечит сухой матрасик.

Забота о новорожденном. Пеленание

В США и Западной Европе пеленание не применяется, т. к. это не физиологично. На ребёнка сразу после рождения надевают специальную одежду по размеру - ползунки, распашонки, кофточки или комбинезончики, как рекомендовано ВОЗ.

В России традиции пеленания очень распространены, что можно объяснить более холодным климатом, отсутствием соответствующей удобной одежды, а также незнанием психологии младенцев.

Безусловно, проще запеленать ребёнка, положить в кроватку и заниматься другими делами до тех пор, пока его не надо будет кормить или менять пелёнки. Но необходимо помнить, что психологически пеленание воспринимается малышом как насилие над его личностью, ограничение в свободе движений и естественных проявлений.

У младенца наиболее развито чувство вкуса и осязание, через них он познаёт мир. Если мы препятствуем его контактам с окружающим миром с помощью осязания, свободного движения, перемены положения тела, рук и ног, то мы развиваем в нём вместо свободной личности личность зависимую, подчинённую, подавленную. Этим человеком в будущем будет легче управлять. Его психическое и физическое развитие будет задерживаться, т. к. чем больше работают его кисти, пальцы, ладони, тем быстрее развивается его мозг. Поэтому также никогда не надевайте на младенца распашонку с зашитыми рукавами. Это равносильно тому, как если бы Вы надели ему повязку на глаза. Лучше коротко остричь его ногти, чтобы он не поцарапал себя.

Выбор в этом вопросе остаётся за Вами, но, по крайней мере, не оставляйте малыша спелёнутым, когда он бодрствует.

Вот что пишет о пеленании профессор И. А. Аршавский, который несколько десятков лет занимался изучением физиологии новорожденных.

«Рекомендуемое и поныне тугое пеленание, при котором насильственно вытягиваются ручки и ножки младенца, не только нарушает химическую теплопродукцию, но и увеличивает поверхность теплоотдачи. Кроме того, тугое пеленание в какой-то степени препятствует нормальному кровообращению и может отрицательно сказаться на развитии нервно-мышечной системы. Наконец, тугое пеленание сразу же после рождения заглушает в ребёнке естественный «инстинкт свободы» (по И. П. Павлову- «рефлекс свободы»). Этот «восточный» обычай неосознанно вызывает у ребёнка привычку подчиняться, подавляет волю, затрудняет поиск своего «Я» и в конечном счёте весьма вредно влияет на психику развивающегося индивидуума.

Физиологически обоснованной для новорождённого может быть лишь одежда, не стесняющая естественной (ортотонической) позы ребёнка, не препятствующая осуществлению его специфических движений».

Кроме того, пеленание способствует развитию дисплазии тазобедренного сустава и врождённого вывиха бедра. Вот что говорят об этом специалисты-травматологи *:

«Частота врождённого вывиха различна не только в отдельных странах, но и в разных регионах одной страны. Врождённый вывих бедра почти не встречается в ряде южноазиатских и африканских стран. Это свидетельствует о том, что отсутствие пеленания, ношение ребёнка с разведёнными ногами и т. д. способствуют обратному развитию дисплазии.

Например, в Корее в последний год войны, когда матери перестали носить новорожденных с разведёнными ногами, количество врождённых вывихов значительно увеличилось, однако после войны, когда женщины снова вернулись к старым традициям, детей с врождённым вывихом почти не стало».

В то же время свободное (не тугое) пеленание может помочь ребёнку успокоиться и уснуть, напомнив ему о комфортном состоянии внутри матки.

Не торопитесь слишком быстро смыть с Вашего младенца драгоценный запах новорождённого. Первородная смазка в течение нескольких дней защищает кожу новорождённого, постепенно впитываясь в неё. Это превосходный крем! Кроме того, она обладает бактерицидными свойствами и защищает малыша от инфекции.

Новорождённого просто обтирают влажной губкой. Помните, что Ваш ребёнок не грязный и ежедневное мытьё его с мылом только сушит кожу, смывая естественный кожный жир. До одного года ребёнка вообще не рекомендуется мыть с мылом или шампунем, чтобы не повредить кожу. Зато сама процедура купания, если она нравится малышу и матери, помогает расслаблению и общению, может стать источником взаимного удовольствия с первого дня жизни ребёнка.

Младенцу, как правило, нравится плавать, это, видимо, напоминает ему безмятежную внутриутробную жизнь. Догмы в этом вопросе нет. Каждая мама и младенец сами должны определить, сколь часто им это делать.

Некоторые мамы не только купаются вместе с младенцем, но и кормят его прямо в ванне, что доставляет огромное удовольствие им обоим.

В некоторых странах существует традиция, когда ребёнка не купают до отпадения пуповины и полного заживления пупка. В других-начинают купание с самого рождения, не дожидаясь отсыхания пуповины, а просто проводя дополнительную её обработку после каждого купания. Если Вам и малышу комфортно в воде, можете смело проводить водные процедуры.

Никогда ни на одно мгновение не оставляйте ребёнка одного в воде! Все необходимые вещи для ванны, для вынимания и одевания должны быть заранее приготовлены и находиться под рукой. Вода должна быть не холодной и не горячей, а чуть теплее тела. Проверить её температуру можно локтем. В комнате должно быть тепло. Всегда вытирайте младенца досуха хлопковым полотенцем. Кожа младенца может шелушиться, но на этот счёт не беспокойтесь. Несколько капель оливкового масла, вмассированных с любовью,- это всё, что ему нужно.

Уход за пупком

Остаток пуповины должен содержаться сухим и чистым. Лучше оставлять его неприкрытым. Пелёнку или подгузник следует подвернуть так, чтобы они не касались пуповины. Между тремя днями и тремя неделями после рождения остаток пуповины засохнет и отпадёт самостоятельно. Обычно это происходит на 6-7-е сутки после родов. В течение первого месяца до полного заживления из пупка могут быть небольшие выделения с кровью-это является нормой. Обрабатывайте пупок ежедневно перекисью водорода и крепким раствором марганцовки или другим антисептиком. Избегайте попадания цветных антисептиков (например, марганцовки) на кожу вокруг пупочного кольца, т. к. они могут вызвать ожог кожи, а также скрыть возможное покраснение и не позволят вовремя обнаружить воспаление. Если область пупка станет красной, горячей или загноится, вызывайте врача или акушерку немедленно!

Забота о новорожденном. Уход за глазами

Ваше молозиво - прекрасная жёлтая жидкость, предваряющая грудное молоко,- это лучшее глазное лекарство для Вашего младенца. После рождения Вы можете закапать ему в глаза несколько капелек молозива для профилактики инфекции.

В роддоме в обязательном порядке капают в глаза младенца глазные капли: раствор азотнокислого серебра (ляпис) или раствор сульфацила-натрия (альбуцид) или применяют глазную мазь с антибиотиком (в США). Это делают как страховку на случай скрытой хронической гонореи у матери, чтобы ребёнок не ослеп.

Процедура закапывания глаз, особенно ляписом, мучительно болезненна для ребёнка и временно снижает ясность его зрения. Если невозможно отказаться от неё совсем, то следует хотя бы отложить на час - полтора и сделать это после слияния.

Молозиво, закапанное вслед за тисом или альбуцидом, успокоит малыша и снимет резь в глазах. Повторите это по крайней мере раз в день, в течение первых четырёх дней.

В любое время младенчества Ваше молоко остаётся прекрасным лекарством и профилактическим средством. Если глаза ребёнка вдруг покраснеют или в них появятся выделения, несколько капель молока снимут воспаление. Известны случаи острого эпидемического коньюктивита, когда более быстро выздоравливали дети, лечившиеся просто материнским молоком, чем, кто использовал прописанные при этой же болезни антибиотики.

К использованию «спитой» заварки из настоев трав для промывания глаз необходимо подходить очень индивидуально, т.к. в последнее время участились случаи аллергии у детей и взрослых на подобные травы.

Желтуха новорожденных

Желтуха новорожденных - это довольно частое явление. Обычно, начиная с третьего дня жизни, это состояние происходит потому, что печень новорожденного ограничена в своей возможности перерабатывать лишний билирубин - продукт разрушения красных кровяных клеток. Эта желтуха проходит сама собой, когда ребёнка кормят грудью, и он освобождается от билирубина через стул. Немного солнца - лучшее лекарство и профилактика желтухи новорожденных.

Патологическая или ненормальная длительная, интенсивная желтуха, возникающая в результате несовместимости крови матери и ребёнка (разница в группе крови или резус-факторе),- это причина для беспокойства.

Если Ваш ребёнок плохо ест, имеет нерегулярный стул, жёлтый с головы до ног, то позвоните врачу: возможно, есть повод проверить уровень билирубина.

Забота о новорожденном. Сердечные сокращения

Обычно частота сердечных сокращений новорождённого находится в пределах 110-150 ударов в минуту. Она немного колеблется в зависимости от того, бодрствует младенец, дремлет или спит. Вы можете ощущать и контролировать пульс, осторожно дотрагиваясь пальцами до грудной клетки малыша.

Сон

Новорождённый ребёнок, особенно в первые несколько недель после рождения, очень много времени проводит во сне. Общая длительность сна и число погружений в сон постепенно сокращаются. К шестой неделе у большинства детей шестичасовой ночной сон и многократный (более короткий) в остальное время суток. Чаще всего длительный сон приходится на время с полуночи до шести утра.

С шести недель до трёх месяцев расписание очень чётко связано с кормлением . Ребёнок просыпается, когда хочет есть. Новорожденные очень нуждаются в своём ночном кормлении. Дети очень отличаются друг от друга в этой потребности. Те, которые ведут себя тихо и которые больше бодрствуют днём, вероятно, начнут спать всю ночь (восемь часов или более) довольно скоро. Дети, которые легки, активны или много спят днём, дольше будут требовать ночных кормлений. Если в раннем младенчестве Ваш малыш требует ночных кормлений, значит, они необходимы его организму. Не отказывайте ему в этом. Если это не прекратилось естественным образом ранее, то где-то между шестью и девятью месяцами, когда нет сомнений, что ребёнок может пребывать восемь часов без еды, можно изменить эти привычки.

Среди специалистов давно идёт спор о том, в каком положении лучше всего спать младенцу в первые месяцы жизни. Самое современное официальное мнение на Западе гласит, что новорожденных следует класть спать на спину или на бок. Однако многие русские акушеры считают, что малышам лучше спать на животе. Вы должны решить эту задачу за него до того, как он сам сможет найти удобную для себя позицию. Некоторые малыши лучше всего спят на боку с подушечкой, подложенной под спинку, а иногда и под животик, для уютности. Другие любят спать на животе или на спине. По крайней мере, после кормления ребёнку предпочтительнее спать на боку или на животе. В этом случае если ребёнок срыгивает часть молока, то оно просто вытекает изо рта, и нет риска, что молоко попадёт в дыхательные пути.

Если младенец спит на животе, не кладите его на мягкую поверхность, т. к. исследователи предполагают, что это иногда вызывает накопление углекислого газа в крови, что может привести к остановке дыхания.

Ночью же, бесспорно, самое удобное место для младенца на мамином или папином животе . В большинстве культур мира всё-таки общепринятой является семейная постель, когда младенец спит вместе с родителями. Но в некоторых странах, например в США и в России, сложилась традиция спать раздельно. Это кажется более удобным некоторым матерям. Но, в основном, эта практика напрямую связана с роддомовскими родами. Медперсонал роддома устанавливает свой порядок, вводя регламентацию до того, как мама получит возможность прислушаться к своей интуиции. Иные же семьи очень любят тепло и уют, который даёт семейная кровать.

Новорождённому ребёнку, конечно, лучше спать рядом с родителями. Нужно помнить, что, развиваясь внутри матки, младенец был со своей мамой 100% времени. Для ребёнка достаточно трудно потерять эту интимную близость к матери. У Вас и Вашего новорождённого может быть более хороший сон, если Вы будете спать в одной кровати. Малыш, спящий вместе с Вами на Вашей груди или плече, удовлетворяет свою потребность в осязательном контакте и материнской ласке. Когда ребёнок в Вашей кровати или, по крайней мере, достаточно близко, тогда Вы можете очень хорошо слышать и быстро удовлетворять все его потребности.

Мама, кормящая грудью и спящая вместе с младенцем, меньше встаёт и лучше высыпается. Ребёнок же крепче спит и более ритмично дышит, когда он слышит сердцебиение мамы или по крайней мере её дыхание. Иногда до появления первенца на свет маме трудно представить, что она захочет положить ребёнка в кровать с собой и с мужем. Потом ей так же невозможно представить, что может быть иначе. Но и в этом случае иногда бывает время, когда маме с папой нужно немного личного пространства.

Самая лучшая колыбель для раздельного сна - это традиционная русская рыбка - большая плетёная корзина, подвешенная к потолку. Она вешается возле самой материнской постели, ребёнок и мать рядом, они хорошо слышат друг друга. Кроме того, рыбка долго качается, если её немного толкнуть рукой.

Если Вы выбираете семейную кровать, то она должна быть большой. Маленький человечек требует много места. Должно быть исключено попадание ручек и ножек ребёнка, а также го самого между кроватью и стеной. Падение его с кровати тоже нужно предотвратить или обезопасить. Для того кровать должна быть низкой, хорошая страховка - подушка, положенная на пол возле кровати.

Спать вместе или раздельно с ребёнком, решайте, руководствуясь своей интуицией. Но, по крайней мере, не кладите ребёнка в отдельной комнате, то неестественно и даже опасно, новорождённый младенец не любит одиночества.

Индивидуальность

В период нового знакомства со своим новорождённым многие матери чувствуют, что они узнают своего ребёнка. Они замечают подобие его дородовой активности и послеродового поведения. Хотя все новорожденные наделены природой фантастическими возможностями, но каждый ребёнок - индивидуальность, каждая мама также уникальна. Таким образом, отношения у каждых матери ребёнка будут особенными.

Родители с древности знали то, что недавно открыли исследователи: новорожденные очень отличаются между собой тем, сколько времени они спят, плачут, тихо бодрствуют. С рождения и до него дети различаются в своей мышечной активности от очень активного до совершенно спокойного, неподвижного. Они также отличаются количеством движений, производимых во время сна, своей чувствительностью к стимуляции, общей раздражительностью и своими ответами на неудачи (фрустрации). Дети отличаются и в том, как сильно они сосут для получения питания. Нет никакого сомнения, что каждый новорождённый имеет свою особую индивидуальность. Поэтому родителям не следует ожидать, что ребёнок будет вести себя «как все», «как другие». Необходимо научиться видеть все проявления его неповторимой индивидуальности, основу будущей личности.

Забота о близнецах

Как мать более чем одного новорождённого Вы будете ощущать себя счастливой и как громом поражённой. Один ребёнок сам по себе - это множество работы. Вы будете недосыпать, и требования, предъявляемые к Вам, будут много больше, чем в среднем к женщине в послеродовом периоде.

Просьба о помощи совершенно необходима. После первых нескольких дней, когда новизна пройдёт, напомните своим близким друзьям, что Вы нуждаетесь в постоянной поддержке. Отдавая всю необходимую заботу своим малышам, не забывайте о том, что Вы недавно родившая женщина и тоже нуждаетесь в заботе. Прекрасным подарком для Вас будет, если Вы попросите маму или подругу дать Вам возможность отдохнуть. Пусть кто-нибудь, кто любит Вас, возьмет на себя детей и дом. Отключите телефон и закройтесь в спальне часика на два. (Замечательно, если это будет происходить регулярно.)

Из-за сильного растяжения матки, которая содержала в себе более одного ребёнка, у Вас может быть более сильное кровотечение, и послеродовые сокращения могут продолжаться дольше, чем у других рожениц, давших жизнь одному ребёнку. Вы перенесёте это легче, следуя наставлениям для всех матерей, рассказанным в этой и следующей главах, но балуя себя немного больше.

Гуляние

Прогулки с новорождённым - это одно из самых прекрасных занятий, которые только существуют. В течение первых нескольких дней после появления ребёнка на свет Вы, вероятно, ощутите необходимость выйти из дома на прогулку.

После домашних родов новорождённого желательно вынести на несколько минут на улицу в первый же день, чтобы он впитал в себя жизненные энергии природы - Неба и Земли, т. к. бетонные перекрытия наших домов изолируют нас от них. В древней Руси повитуха после рождения ребёнка обязательно выносила его на улицу (даже из деревянного дома).

Приятная прогулка (но не большой поход) прекрасно подходит как для матери, так и для малыша. Вся семья может отправиться на прогулку вместе с Вами. Если Вы возьмете мужа вместе с собой и малышом, то прогулка на закате солнца будет прекрасной возможностью для обновления любовной привязанности.

Физические упражнения и чистый воздух должны быть неотъемлемой частью жизни. Ходьба пешком - это потрясающее упражнение, и Вы вернётесь домой с ощущением веселья.

Самый простой и наиболее естественный способ гуляния с ребёнком - нести его на руках. Великолепно работает «кенгуру», рюкзачок для переноски детей, надеваемый спереди. Он удобен как для Вас, так и для ребёнка, т. к. он чувствует тепло матери и её защиту в незнакомом ему месте. Карапуз, начинающий ходить, чувствует себя хорошо в заплечном рюкзаке или прогулочной коляске. Убедитесь, что хорошо закрепили малыша с помощью ремней в рюкзаке для предупреждения вылезания наружу или падения.

Малыши любят интимность пребывания на руках или ношения в «кенгуру». Когда погода позволяет, Вы, вероятно, будете чувствовать себя лучше, держа ребёнка поближе к себе, в противоположность катанию в коляске, где он Вам не виден. Сидячие коляски не рекомендуются малышам, так как сидячее положение может деформировать спину новорождённого.

Существует мнение, что длительное ежедневное нахождение в неудобной «кенгуру» без хорошей поддержки также влияет на осанку малыша. Поэтому если у Вас нет подходящего рюкзачка для долгих прогулок, постарайтесь найти высокую закрытую коляску, в которой ребёнку будет тепло и уютно, как в домике. Если коляска низкая, то ребёнок дышит выхлопными и другими тяжёлыми газами, которые скапливаются в 60-70 см над поверхностью земли. Лучше, если коляска будет: с окошечками, чтобы малыш видел не только её стенки, закрытый верх и кусочек неба над головой, но и весь окружающий его мир.

При прогулках в хорошей «кенгуру» таких проблем не возникает, что способствует здоровому развитию ребёнка. Исследования ученых показали, что в тех странах, где матери постоянно носят детей с собой, привязанными на к спине или боку,- в Африке, странах 5остока,- дети в возрасте до трех лет намного опережают в своем развитии своих европейских или американских сверстников.

Не гуляйте с ребёнком в очень ветреный день или около загруженной, шумной дороги.

Когда Ваш малыш станет побольше и Вы начнёте использовать прогулочную коляску, следите за тем, чтобы не сутулиться, когда будете возить его. Хорошая осанка и широкая, окрылённая походка делают прогулку очень радостной и оздоравливающей. Кстати, прогулка - хорошее время для упражнения «киглз».

Забота о новорожденном. Прививки

В России, наконец, принят закон, который официально закрепляет положение о том, что профилактические прививки, как любое медицинское вмешательство, являются добровольным мероприятием (ст. 11). В нём нет речи ни о плановых, ни об обязательных прививках. Ни в одной из статей закона нет положения о том, чтобы непривитых детей нельзя было принимать в детские сады или школы.

Это закон РФ «Об иммунопрофилактактике инфекционных болезней» 157-ФЗ, подписан президентом Росссии 17.09.98 г.

Это значит, что родители теперь сами вправе решать:

Делать прививку своему ребёнку или нет, причём начиная с роддома, где на третий день после рождения всем новорожденным в обязательном порядке делают прививку от туберкулёза - БЦЖ.

На Западе эту прививку вообще не делают, т. к. считают её не просто бесполезной, а очень опасной, потому что это прямой путь, ведущий к заболеванию туберкулёзом.

Сегодня в России мать, наконец, вправе потребовать не делать своему ребёнку этой прививки.

Вот что говорит по этому поводу член Российского комитета по биоэтике РАН и Международного общества прав человека, вирусолог :

«Прививки - это прямое вмешательство чужеродного белка в индивидуальную природу человека.

То, что вакцины предназначены только для введения в организм здорового человека - прописная истина. Известно и другое: наши дети рождаются сегодня с ослабленным иммунитетом. Как же новорожденные справляются с живыми микобактериями - прививкой БЦЖ?

Ещё авторы вакцины предсказывали возможность того, что эти бактерии, пройдя ряд изменений в организме человека, способны не только вернуть свою инфекционную активность, но и приобрести новые, более агрессивные свойства. После БЦЖ наблюдается много случаев осложнений в виде лёгочных форм туберкулёза.

Живую вакцину организм мог «переварить», переработать без последствий. Кто-то, став хроником, будет носить эти бактерии всю жизнь. Возможно, сам не заболеет, но другим сможет «раздаривать». А в ком-то эта мина замедленного действия взорвётся в стрессовой ситуации. Поэтому в тюрьмах так распространён туберкулёз. В то же время далеко не все, кто очень хочет «подцепить» в камере палочку Коха, заболевают - пример разной восприимчивости. Даже в эпидемичных районах туберкулёзом может заразиться всего 0,1 процента восприимчивого населения».

Дети, вскармливаемые грудью, защищены от инфекций иммунитетом матери, который передаётся через молоко в течение всего периода кормления. Но если родители всё же решили привить ребёнка, то лучше это сделать после 1 года, т. к. до этого времени его иммунная система полностью ещё не созрела. И ни в коем случае нельзя прививать детей, если они плохо себя чувствуют, простужены или чем-то болеют.

«Вакцинировать можно, если это нужно и если родители не возражают, только на фоне полного здоровья детей. Основное положение вакцино-профилактики гласит, что во время другой эпидемии прививки делать нельзя. Со времён Дженнера было известно, что люди с герпесом - лихорадкой на губах- никогда не отвечали адекватной защитной реакцией на прививку».

Поданным ВОЗ, самой тяжёлой формой полиомиелита с развитием паралича массово болели только в СССР и Японии, потому что только в этих странах всем новорожденным обязательно делали прививку БЦЖ. В остальных странах, где это не принято, полиомиелит не принимал таких тяжёлых форм и проходил по типу гриппа.

Далеко не каждому человеку необходимы все прививки:

«Прививка, к сожалению, не гарантирует, что человек застрахован от инфекции. Известно немало случаев, когда ребёнок или взрослый, своевременно прошедший вакцинацию, заболевал.

Проверить иммунный статус перед вакцинацией можно в крупных городах, где существуют иммунологические службы.

Помните, что теперь ни одна поликлиника не может заставить Вас сделать прививки Вашему малышу, и ни один детский сад или школа не имеют права отказать Вам в принятии ребёнка только потому, что он не привит. То же самое касается реакции Манту:

«При нашей системе прививок реакция Манту не имеет никакого смысла.

Реакция Манту отвечает на вопросы: была ли встреча организма с туберкулёзом и не инфицирован ли организм в данный конкретный момент? Но ведь встреча-то состоялась ещё в роддоме. Поэтому Манту диагностической пробой являться не может. Не говоря уже о том, что реакция бывает ложно положительной, потому что в нашей туберкулиновой пробе в качестве консерванта содержится фенол».

Мы надеемся, что эта информация поможет родителям самим решить, что необходимо для их ребёнка.

Забота о новорожденном. Регистрация ребенка

Регистрация ребёнка - это юридический акт, а не медицинский, поэтому любое требование медицинских справок от родителей является незаконным.

Статья 48. Установление прохождения ребёнка.

Происхождение ребёнка от матери (материнство)устанавливается органом записи актов гражданского стояния на основании документов, подтверждающих рождение ребёнка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребёнка вне медицинского учреждения - на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.

Если Вы не воспользовались медицинскими услугами в родах, то логичнее всего и далее какое-то время не беспокоить медиков по поводу справок, а воспользоваться законом и ограничиться одними свидетельскими показаниями. Если Вы не хотите пользоваться услугами медиков, то ни один государственный орган (ни ЗАГС, ни милиция) не вправе Вас заставить это сделать . Особенно это необходимо учитывать, рожая где-нибудь в российской глубинке.

При регистрации ребёнка в ЗАГСе без медицинских справок нужно учитывать следующее: регистрация ребёнка производится в районном отделении ЗАГСа. Регистрация ребёнка производится в месячный срок со дня родов (по закону), хотя наблюдаются некоторые послабления.

Регистрация ребёнка производится:

  • по месту жительства (по месту фактической прописки) одного из родителей. Пошли сейчас ушлые работники ЗАГСов, которые требуют иногда справку с места прописки второго родителя о том, что ребёнок там не зарегистрирован. Но это всё противозаконно;
  • по месту фактического рождения. Если ребёнок родился на железнодорожном полустанке Буранный, а родители прописаны в Кемеровской области и следуют к новому месту работы мужа, то не следует возвращаться обратно, чтобы зарегистрировать ребёнка. В случае, если родители снимают квартиру в центре Москвы, а прописаны в Калужской области, то для регистрации ребёнка необходима хотя бы временная прописка на данной жилплощади. В случае её отсутствия одним из свидетелей обязан выступить человек, имеющий прописку на данной жилплощади. В крайнем случае Вашим свидетелем может выступить Ваш друг или подруга, которые могут сказать в ЗАГСе: «Они случайно зашли ко мне в гости и ни с того, ни с сего вдруг родили у меня».

Если Вы снимаете квартиру в Москве и прописаны в Москве, только в другом районе, то ребёнок регистрируется в ЗАГСе по месту Вашей прописки.

Если Ваш брак зарегистрирован, то Ваше присутствие в ЗАГСе при регистрации ребёнка не обязательно. Ваш муж берёт два паспорта, свидетельство о браке, два заявления соответствующего образца и идёт в ЗАГС.

Если Ваш брак не зарегистрирован, то Ваше присутствие в ЗАГСе обязательно. Если Вашему мужу захочется закрепить Ваши отношения гражданским браком, то лишь после того, как Ваш брак будет заключён, можно будет вести официальные разговоры об усыновлении или удочерении собственного ребёнка. Мама-одиночка имеет право давать любое отчество своему ребёнку, но не фамилию. Мама-одиночка имеет некоторые государственные льготы.

В ЗАГСе папа говорит: «Мы родили дома» и даёт все документы для оформления. В некоторых ЗАГСах ограничиваются лишь одним свидетельским показанием (отца), хотя по букве закона свидетелей должно быть двое . Одним из свидетелей может выступать кто-нибудь из родственников (сестра, брат, бабушка, дедушка и т. д.). Свидетель - это человек, совершающий гражданский долг (перед государством) и свидетельствующий о рождении ещё одного законопослушного гражданина нашей Родины. Находится человек, готовый со своим паспортом прийти в ЗАГС вместе с Вашим мужем или Вами и подтвердить достоверность произошедшего события написанием свидетельского заявления. Иногда в качестве свидетеля может выступить Ваш акушер.

На сегодняшний день в России число домашних родов растёт, только в Москве ежегодно регистрируют около тысячи домашних родов . В ЗАГСах Москвы регистрация новорожденных производится при помощи компьютера. Поэтому в компьютерной программе ЗАГСа есть даже графа домашних родов («роды на дому»).

Ребенок приходит в мир беспомощным существом, и забота родителей о нем есть необходимейшее условие его выживания. С помощью взрослого ребенок учится и ходить, и говорить, и думать, и ориентироваться в окружающем его мире. Взрослый играет ведущую роль в становлении личности ребенка. Именно во взаимодействии с ним ребенок приобщается к опыту человечества, в результате чего его психика качественно преобразуется, приобретает человеческие особенности.

Все же когда родители говорят о заботе о своем ребенке, они имеют в виду вполне конкретные особенности отношения к нему. За этим кроются повседневные заботы, то, что обычно волнует родителей.

Родители заботятся, чтобы их ребенок не был голодным, и готовят ему пищу, чтобы ему не было холодно - заботятся о соответствии его одежды и обуви погоде на улице. Родители заботятся о развитии ребенка - учат его, помогают ему, оберегают его.

Все эти заботы являются частью нашей жизни, и мы просто не замечаем, что забота заботе рознь. Более того, дети по-разному относятся к ней, и к тому же не обязательно положительно.

Забота как «толкач». Мать старается свою восьмилетнюю дочку научить всяким делам, наукам и искусствам. Стремление, в сущности, хорошее, но оно не обязательно приводит к соответствующим результатам. Посмотрим почему.

Девочка по настоянию матери учится английскому языку, музыке - ходит в детский хор, а также занимается фигурным катанием. Мать то и дело говорит дочке: «Я хочу не только того, чтобы у тебя была стройная талия, но чтобы ты умела вести себя в обществе и заняла в нем должное место». В каждой удобный момент мать твердит: «Я все сделаю для тебя, я стараюсь, чтобы тебе было только хорошо.

Девочка, любознательная и способная, с радостью начала ходить на предложенные ей занятия и выполнять «программу развития». Однако уже через непродолжительное время у девочки появились смутные сомнения в целесообразности всего этого, возникло чувство протеста: «Почему мне надо учиться музыке и английскому, если все это мне вовсе не нравится? Я хотела бы лучше заняться рисованием или больше времени играть во дворе с друзьями... Мама говорит, что это все ради моего блага и что я должна радоваться таким возможностям. Но неужели все занятия, которые полезны, такие неинтересные?»

Забота матери не воспринимается не только потому, что она перестаралась, перегрузила девочку разнообразными занятиями. Главное, что сама девочка не видит в них смысла, они для нее лишены привлекательности. Девочка поставлена в ситуацию конфликта. С одной стороны, ей не хочется огорчать мать, с другой - она не хочет заниматься всем тем, чем заботливая мать велит. Все это приводит к тому, что девочка начинает плохо спать, грызет ногти, все чаще у нее бывает плохое настроение.

Забота как охрана и опека. Мать и отец считают, что жизнь сложна и тяжела, а их ребенок - еще так мал, беспомощен и наивен. Поэтому они оберегают его от возможных неприятностей, трудностей. Родители помогают семилетке с уроками: они звонят его друзьям, если сын забывает, что задано на дом; проверяют, все ли он сложил в портфель, идя в школу. Родители заботливы. А как это влияет на мальчика? Если спросить учительницу что она думает о мальчике, она скажет: не самостоятелен, Сдается перед малейшими трудностями. Одноклассники добавят: «мамин сыночек», всего боится.

Да и сам мальчик воспринимает такое отношение родителей не как проявление любви, а скорее как назойливое вмешательство в его жизнь.

Со временем ребенок все сильнее протестует против наставничества родителей, избегает общения с ними.

Описанные два варианта - забота как «толкач» и забота как охрана и опека - представляют собой примеры чрезмерной заботы. Хотя внешне все выглядит «нормально», мы имеем дело с выраженным непониманием родителями внутреннего мира ребенка. Такое отношение не помогает развитию детей, а, наоборот, искажает его, препятствует ему. В глубине такого родительского отношения лежит непризнание автономности ребенка, недоверие или навязывание ему своих решений, желаний.

В обоих случаях родители больше обеспокоены выполнением роли «идеального родителя», чем своим реальным ребенком, его уникальной личностью, его потребностями - реальными, а не воображаемыми. Что можно было бы посоветовать таким родителям? Прежде всего, более четко отнестись к нуждам своего ребенка и внимательно присмотреться, к чему именно он сам стремится. Ребенок - автономная личность, имеющая право на собственные решения, предпочтения, а не кукла, из которой родителям нужно сделать «настоящего человека».

Ребенок сам творит себя, нравится нам это или нет. Ему необходимо самому испробовать, что он может, а что нет, самому найти путь, по которому идти. Этот путь, конечно, не без ошибок, но разве человек может научиться ходить, не набив себе шишек? Проблемы, трудности, которые встречаются у него на пути, - это его проблемы, а не родителей, и он сам должен научиться с ними справляться. Конечно, родителям хочется помочь, их помощь иногда просто необходима. Однако больше пользы от нее будет в том случае, если трудности, проблемы не устранять, предугадывая, а показать, подсказать ребенку возможные варианты их решения. В одной из песен мать поет, что если бы она могла, то все камушки убрала бы с дороги своего сына и на его пути положила бы подушки, чтобы он не ушибся, когда будет падать.

Чувства матери, ее желание, чтобы у ребенка все было хорошо, понятны. Однако наша тревога за ребенка - это наша проблема, и иногда просто необходимо совладать с подобным чувством.

Перед ребенком стоит трудная задача - учиться преодолевать возникающие перед ним сложности, препятствия, чувствовать веру в свои силы. По сути дела, родители, взваливающие на свои плечи заботу обо всем на свете, тем самым ведут себя просто безответственно: физически невозможно всегда и повсеместно сопровождать и опекать своего сына или дочь, а прочно привязав их излишней заботливостью к себе, они заведомо обрекают своих детей на серию серьезных жизненных неудач.

Ребенок воспринимает заботу родителей по-разному: иногда как проявление любви, а иногда как помеху и подавление. Многочисленные исследования психологов показывают, что для гармоничного развития ему необходим определенный баланс заботы, опеки и свободы, автономии начиная уже с раннего возраста. Это реализуется в так называемом демократическом отношении к ребенку. Он должен не только ощущать теплые чувства со стороны родителей, видеть их заботу о нем, но и воспринимать, что родители одобряют его независимость, предоставляют ему возможность выбора и поощряют его самостоятельность, самоопределение, то есть понимают и уважают его.

Анкетируя родителей, мы пришли к выводу, что большинство из них считают демократический стиль самым приемлемым и думают, что сами придерживаются его. Однако одно дело так рассуждать, а другое - соответственно поступать. Чтобы реально осуществить такое отношение, с самого начала необходимо отличать наши устремления от желаний ребенка. Не так редко получается, что нужное и полезное с точки зрения родителей кажется непривлекательным для ребенка. Почти всегда, когда мнения расходятся, мы пытаемся убедить ребенка, повлиять на него, рассуждая примерно так: «У меня громадный жизненный опыт, а что понимает он?» Это оправдано, когда дело касается норм человеческого бытия, здорового образа жизни.

Но значительно чаще мы пытаемся переубедить ребенка в том, что относится к его личностному выбору, который, если быть беспристрастным, не хуже и не лучше нашего - он просто нам не нравится. Сын дружит во дворе с мальчиком, который нам не нравится, вместо выбранной нами скрипки ребенку больше нравится футбол, по нашему мнению, полезным бобам ребенок предпочитает булку. Родители часто бывают настолько убеждены в правоте своих установок, что прибегают для их обоснования к научным и псевдонаучным аргументам, никак не замечают противоречащей им реальности.

Вообразим на минутку разговор с подобными родителями, «точно» знающими, что надо их ребенку, выбирающими за него, окутывающими его ненужной заботой.

Психолог. Скажите, пожалуйста, есть ли у вас друг, знакомый, которого вы уважаете, считаете ценным человеком?

Родитель. Да, и, пожалуй, не один.

Психолог. И все они похожи на вас как личности? Похожи ли они друг на друга?

Родитель. Пожалуй, нет, может, в чем-то. Часто их взгляды отличаются от моих. В общем, они довольно разные люди.

Психолог. Кто из них наиболее ценен как человек?

Родитель. Извините, но этот вопрос мне кажется глупым. Все они люди, все они ценны, но каждый по-своему. Каждый из них нашел свой стиль жизни, общения. Нельзя подходить одинаково к каждому человеку.

Психолог. Я рад этому вашему заключению. Ну а как же быть с вашим ребенком? Откуда вы заранее знаете, каким он должен быть, что он должен делать, от чего его надо отстранять и оберегать?

Главный аспект демократического отношения - это признание, что вкусы, мысли, суждения другого человека также имеют право на существование, как и наши собственные. Более того, для другого человека они и обоснованы, так. как опираются на его, а не на наш личный опыт, осмысление мира. При таком понимании другого возможна и истинно демократическая позиция по отношению к выбору, самоопределению ребенка: «Хотя это мне и нравится, я рад, что ты смог выбрать то, что нравится тебе, что ты поступаешь так, как сам считаешь правильным. Я знаю, что ты встретишься с трудностями, но ты сам должен уметь их предвидеть, справиться с ними. Если ты захочешь, я помогу тебе».

Помощь наиболее эффективна и приносит чувство обоюдного удовлетворения, когда она действительно необходима, когда ребенок сам ее просит. Парадоксально, что часто мы не слышим именно такой просьбы, обходим ее стороной, но зато охотно предлагаем псевдопомощь, которая вовсе не нужна, унижает человека, и при этом еще рассчитываем на благодарность. Обратимся к одному примеру.

Мальчик 9 лет учится играть на флейте. Мать слышит, будучи на кухне, что он неправильно играет упражнение. Она идет к нему и говорит: «Ты неправильно играешь. Давай я тебе покажу, как надо, и помогу выучить упражнение». Сын говорит, что он играет правильно и сам выучит. Однако мать садится рядом с мальчиком и каждый раз, когда он делает ошибку, исправляет ее. Сценка кончается тем, что мальчик начинает злиться, потом вообще теряет самообладание и плачет. Мать в растерянности: ведь она хотела помочь! Что тут такого, если указать ребенку на ошибки?! Она безуспешно пытается успокоить сына. В конце концов мать теряет терпение и, уходя из комнаты, говорит: «Тебя никогда ничему невозможно научить! Ну и играй себе, как хочешь!».

Ситуация окончилась обоюдным раздражением, ребенок остался обескураженным, униженным, с поколебленной верой в свои силы. Такова плата за ненужное вмешательство.

В качестве комплимента матери можно сказать, что из этого она вынесла урок. Посмотрите, что происходило несколько дней спустя.

Мать, слыша ошибки сына в упражнениях, спустя какое-то время вошла в его комнату и сказала: «Какие у тебя сегодня сложные упражнения! Если тебе нужно будет что-нибудь показать или объяснить, позови меня». Находясь в смежной комнате, она слышала, что сын еще несколько раз повторил упражнение с ошибками: он чувствует, что что-то не так, но иначе сыграть не может. Наконец зовет маму, и она приходит и спрашивает, какая помощь ему нужна. Мальчик говорит, что ему не ясен ритм. Мама, хлопая в ладоши, показывает ритм, и мальчик быстро понимает, в чем ошибка. Мама уходит из комнаты и через несколько минут слышит радостный возглас сына: «Мама! Получается! Выучил!»

В этом случае оба остались довольны друг другом и собой. Мальчик смог сам справиться с трудной задачей, мать рада, что неназойливо помогла ребенку, рада его успеху. Это большое вознаграждение за веру в силу и самостоятельность другого человека.

Каждый человек, а особенно ребенок, имеет колоссальные возможности развития. К тому же он склонен совершенствовать себя, свое отношение к миру. Самый легкий способ помешать ему в этом - не верить в его силу и мудрость, обходиться с ним, как с куском глины для лепки воображаемых образов или как с экзотическим цветком, предвосхищая, что он погибнет от первого дуновения северного ветра. И в том и в другом случае, несмотря на благие намерения, ваша забота будет воспринята не как любовь, а скорее как препятствие и помеха.

Здоровье

Психологи обнаружили, что у семейных пар, в которых отец проводит много времени, играя с ребенком, а не помогает кормить или купать его, отношения между супругами намного более крепкие и счастливые.

Исследования показали, что традиционные роли имеют большое значение, и мужчины, которые настаивают на том, что хотят помочь своим женам заботиться о детях, на самом деле подрывают их старания.

Профессор Сара Шоппе-Салливан (Sarah Schoppe-Sullivan) из Университета Штата Огайо (Ohio State University) , одна из исследователей, считает, что это открытие разочарует многих людей, которые уверены, что матери и отцы должны в равной степени брать на себя заботы о детях. Однако, она также заметила, что разделять обязанности, родители могут и другим способом.

"Я не думаю, что если отец помогает заботиться о своем малыше, для всех семей это будет плохо", – добавила она. "Вы можете иметь крепкую счастливую семью и не обязательно при этом, чтобы оба супруга разделяли обязанности в равной степени" .

Шоппе-Салливан и ее коллеги пригласили для участия в исследованиях 112 семейных пар, у которых были дети четырех лет. Вначале участники заполнили анкеты, в которых спрашивалось о том, как много времени они проводят, играя с детьми – например, катают их на плечах и спине, и как много времени занимает у них забота о детях – кормление, купание, переодевание и так далее.

Затем исследователи наблюдали в течение 20 минут, как родители помогают своим детям в двух заданиях – нарисовать семейный портрет и собрать лошадку из конструктора. Эти задания специально были подобраны. Они немного сложны для ребенка дошкольного возраста и требуют помощи обоих родителей, что позволило ученым проследить, поддерживали ли родители друг друга в этом процессе или, наоборот, мешали.

Исследователи наблюдали за тем, как родители поддерживают друг друга в выполнении родительских обязанностей, например, как они ободряли или помогали друг другу. Так же ученые обращали внимание на то, критикуют ли родители друг друга или стараются ли они "перещеголять" друг друга в выполнении задания.

Через год пары вернулись в лабораторию и приняли участие в похожем исследовании. Результаты показали, что в общей сложности в семьях, где отцы играли со своими детьми больше времени, через год отношения между супругами были более крепкими, они хорошо друг друга поддерживали. Если мужчины утверждали, что больше времени проводят, занимаясь ребенком, в их семьях не было такого взаимопонимания и поддержки через год.

Результаты исследований были одинаковыми в семьях, где работает один член семьи или оба. Также ученые приняли во внимание ряд других демографических факторов, например, образование отцов, время работы, доходы семьи, размер семьи и длительность отношений в паре. Эти факторы также никак не повлияли на результаты.

Исследование связано с другой работой Шоппе-Салливан, когда она обнаружила, что матери часто сами способствуют или ограничивают своими действиями участие отцов в заботе о детях. "Со стороны матерей можно заметить некоторую двойственность чувств, когда они и хотят, и не хотят, чтобы отец участвовал в заботе о ребенке. Но и у самих отцов тоже может быть двойственное отношение", – говорит она. "Может быть, это и связано с тем, что они неохотно выполняют то, что следует делать матерям".

Ученые Гарвардского университета, занимающиеся вопросами развития человеческого потенциала, составили список несложных рекомендаций.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был заботливым, понимающим, вежливым, с моральными принципами. Пресловутый стакан воды опять же. Но сами по себе дети такими почему-то не растут. Им нужна помощь взрослых. Специалисты Гарвардского университета составили список из семи простых советов, которые помогут вам воспитать действительно классного парня или девушку.

1. Общайтесь с детьми

Имеется в виду не сюсюканье или, наоборот, окрики в стиле «Не трогай!» или «Отойди оттуда!», а совместное времяпрепровождение. То есть когда ваше внимание безраздельно отдано ребенку и разговорам с ним. Ведь только собственным примером можно научить ребенка искренне интересоваться чьей-то жизнью. Поощряйте его старания, хвалите за достижения. Расспрашивайте детей, чтобы поддерживать осмысленную беседу. Если вы с ребенком выстроите отношения, выдержанные в позитивном, уважительном и доброжелательном ключе, он потом сможет и сам строить такие же.

2. Будьте образцом для подражания

Слова словами, но дети перенимают поведение, а не провозглашаемые принципы. Если вы призываете детей быть честными, терпеливыми, заботливыми, а сами при этом врете, злитесь и эгоистично съедаете лучший кусок торта, вряд ли у вас что-то получится. Потому что – повторимся – воспитательную силу имеют поступки, а не слова. Если вы где-то ошиблись, нарушили собственные принципы, объясните ребенку, в чем ошиблись и как все исправите. К тому же так вы дадите понять ребенку, что к человеку, которому доверяешь, всегда можно прийти за советом, помощью или просто за душевным разговором.

3. Научите думать о последствиях

Главное качество хорошего человека – не создавать неудобств и проблем на ровном месте другим людям. Вас ведь раздражает бездумное поведение попутчиков, которые вытягивают ноги в проход? Или прохожих, которые внезапно тормозят на самом узком месте тротуара и начинают копаться в телефоне? А они ведь просто не подумали, что могут причинять кому-то неудобство. Ребенок должен понять, что он должен быть заботливым не только по отношению к членам семьи и близким людям, но и ко всем вообще. В школе, на детской площадке – ко всем без исключения. Объясните ему это, тогда он научится думать о последствиях своих поступков.

4. Дайте возможность заботиться

Помощь по дому – прекрасный способ продемонстрировать заботу. Малыши с удовольствием лезут во всякие домашние дела, но взрослые обычно их отстраняют: испачкается, да и переделывать все придется. А вот не стоит. Ребенок привыкнет, что домашняя рутина его не касается, и будет воспринимать труд мамы на кухне как должное. А там и до более глобального неуважения к чужому труду недалеко. Доверяйте детям, позволяйте им помогать. Учите их говорить спасибо за еду, чистую одежду. И благодарите их самих за пусть маленькую, но помощь.

5. Научите состраданию

Пожалуй, один из самых сложных пунктов. Можно попробовать такой прием: если ребенок столкнулся с какой-то проблемой, решил ее и признал, что это было непросто, расскажите ему, с какими трудностями сталкиваются другие люди. Начните с близких – им легче сопереживать, чем гипотетическим «голодающим детям Африки». Главное в истории – чтобы она вызывала эмоциональный отклик. Тогда ребенок научится и сочувствовать, и понимать, что житейские сложности – это не конец света.

6. Справился сам – помоги другому

Помогать по дому – это одно. А забота об окружающем мире – другое. Попытайтесь сыграть на интересах ребенка: например, если он любит животных, предложите ему побывать на экскурсии в приюте для зверей, объясните, как им можно помочь. Прекрасный повод для беседы об этических нормах в обществе, кстати. Ведь взять питомца, обещать любить и заботиться о нем, а потом выбросить – поступок недостойный. Видя реальный пример, ребенок быстрее это поймет.

7. Управление гневом

Умение разруливать противоречия – штука важная. Не всем ведь удается гасить конфликты или решать их миром. Для начала научите ребенка разбираться в своих чувствах и справляться с негативом: гневом, злостью, агрессией. Все эти приемы, которые помогают взять себя в руки – вдох – выдох, посчитать мысленно до десяти – они действительно работают. Просто мы о них не вспоминаем. А если начать работать с этими инструментами с детства, это станет привычкой. И конфликтов в жизни вашего ребенка станет меньше.