«Ручной ребенок»: почему малыш постоянно просится на руки. Ребенок постоянно на руках: нормально ли это и что теперь делать? Ребенок не сидит на руках

Возраст ребёнка: 2 месяца

Мой ребёнок постоянно хочет быть на руках

Здравствуйте. Мой ребёнок постоянно хочет быть на руках (идёт 3 месяц). Один лежать не хочет, даже когда с ним пытаюсь поговорить или занять погремушками, капризничает пока не возьму на руки. Засыпает тоже на руках. Если проснётся и увидит, что он не у меня на руках, а один лежит в кроватке - слезы. С бабушкой всё по другому. Может и час полежать посмотреть погремушки и поговорить. Скажите, когда нужно отучать малыша от рук и как укладывать спать в кроватке, а не на руках. Свободного времени совсем нет. Первый ребёнок. Спасибо за ответ.

Анастасия

Здравствуйте, Анастасия.

Желание грудного ребенка оставаться на руках у матери естественно. Некоторые психологи даже называют первый год жизни ребенка «стадией донашивания»: малыш из утробы перемещается на руки к маме, оставаясь при этом в максимальном контакте с ней. И эта близкая связь в первые месяцы очень важна для его физического и психологического развития. Только оставаясь рядом с Вами, он может чувствовать себя в безопасности, а это ощущение – основа его благополучия на всю дальнейшую жизнь. В связи с этим, невозможно определить точный возраст «отучения от рук», но лучше этого не делать, если ребенок сам к этому не готов. Обычно эта стадия заканчивается, когда развиваются навыки самостоятельного передвижения – ползания и ходьбы.

Связь с Вами в данный момент гораздо больше необходима ребенку, чем связь с другими родными. С ними он может сблизиться и позже, а вот Вы ему жизненно необходимы. И то, что малыш ведет себя по-разному с Вами и с бабушкой, означает, что он развивается нормально и уже различает Вас и других людей.

Конечно, постоянный контакт с ребенком требует от Вас много сил, времени и терпения. Чтобы предотвратить Ваше эмоциональное выгорание , важно находить подходящие для Вас способы отдыха, расслабления, просить конкретной помощи родных или друзей. Необходимо придумать конкретные, простые и доступные занятия, доставляющие Вам радость и удовольствие. Используйте для отдыха моменты, когда малыш спокойно остается с бабушкой. Также Вы можете в любое время получить поддержку по телефону доверия 8-800-2000-122. Звонок на него анонимный и бесплатный с любого телефона.

Важно, чтобы малыш был полностью уверен, что Вы всегда рядом, что на Вас можно положиться, что Вы всегда придете на помощь или защитите его. Дать ему такое ощущение Вы можете, только если сами будете здоровой, полной сил и энергии, психологически гармоничной. Когда его уверенность в Вас будет прочной, он сам перестанет постоянно проситься на руки, чтобы удостовериться в Вашей надежности.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог

Ребёнок отказывается спать в собственной кроватке, всеми возможными способами выражая протест против укладывания в колыбель. Он плачет, капризничает, кричит, вызывая раздражение и чувство беспомощности у родителей.

Почему младенец погружается в сладкий сон лишь в маминых объятиях? Не говорит ли это об определённых нарушениях? Что делать, если грудной ребёнок засыпает только на руках? Вопросов достаточно много, вот почему проблеме «ручного» малыша стоит посвятить отдельный материал.

Общеизвестна высокая потребность новорождённого ребёнка в кормлении и сне. В «спящем» состоянии малыш может проводить до 20 часов в сутки. Однако засыпают крохи по-разному.

Одни ребятишки погружаются в «объятия Морфея», как только попьют маминого молока, других же приходится убаюкивать, укачивая на ручках, пока они не соизволят закрыть глаза.

Таким образом, процесс укладывания новорождённого или малыша постарше начинает превращаться не в приятный ритуал, а ежедневную каторгу. Причём проблемы случаются и днем, и ночью.

Основные признаки неполадок со сном выглядят следующим образом:

  • новорождённый ребёнок категорически не желает засыпать самостоятельно, поэтому матери приходится выдумать некоторые хитрости – например, долго укачивать его;
  • младенец может заснуть на ручках практически мгновенно, однако всегда пробуждается, как только мама пытается уложить его в собственную постельку;
  • новорождённый вроде бы засыпает, но лишь когда ощущает близкое присутствие матери, стоит ей отдалиться, как он мгновенно пробуждается.

В особо тяжёлых случаях матери вынуждены дремать в сидячем положении, придерживая на руках своего малыша. О полноценном отдыхе речи не идёт, поскольку женщины опасаются уронить ребёнка и травмировать его.

Чтобы понять, как отучить ребёнка засыпать на руках, необходимо разобраться в подоплёках подобного поведения. Обычно причины нежелания ложиться в кроватку общие для многих ребятишек.

Почему ребёнок спит на руках?

Основополагающая, можно даже сказать, фундаментальная причина подобного поведения – желание ребёнка находиться рядом с мамой. Родившись, малыш попадает в чуждый ему мир, изобилующий незнакомыми ароматами, звуками и предметами.

И новорождённый, и даже младенец в 2 или 3 месяца чувствует определённый дискомфорт и страх, находясь вне материнской утробы. Успокоение наступает лишь в том случае, если мама прижимает его к себе, а он имеет возможность слышать, как стучит её сердце.

По мнению психологов, постоянное ощущение материнского присутствия позволяет ребёнку вырасти более самодостаточным и уверенным в собственных силах. У него с раннего детства формируется базовое доверие к миру, чувство безопасности и высокая самооценка.

Психология деток в 2 или 3 месяца такова, что при закрытии глаз они перестают воспринимать окружающий мир. А вместе с действительностью исчезают не только предметы, но и мать – самый родной для грудничка человек на земле.

Результатом подобных психологических особенностей младенцев становятся следующие беспокоящие некоторых мам закономерности:

  • ребёнок закрывает глазки → исчезает окружающий мир → кроха начинает испытывать страх → ощущает запах и объятия матери → испуг проходит;
  • младенец лежит в кроватке → мама стоит рядом → он на подсознательном уровне борется со сном, чтобы не потерять мать → глазки закрываются, мама пропадает → ребёнок плачет, привлекая к себе внимание.

Кроме того, желанием засыпать исключительно на маминых ручках может стать банальное недомогание – колики, повышенное газообразование, простуда. Всё это приводит к усилению детской тревожности и стремлению побыть рядом с матерью.

Нередко можно встретить советы, что, мол, хватит идти на поводу у грудных ребятишек. Нужно просто уложить ребёнка в кроватку, а потом смело выйти из комнаты и не прислушиваться к громким крикам и рёву, ведь это всего лишь детский каприз.

Подобное мнение не совсем правильное. Малыш в 2 или 3 месяца – крайне зависимое от матери существо, причём не только в физиологическом, но и психологическом плане. Двухмесячный ребёнок ещё не в состоянии понять, что ушедшая в соседнюю комнату мама вернётся через 5 — 10 минут.

Инстинкты заставляют его «думать», что он остался один-одинёшенек. Даже ребёнок в 3 года, выпустив из глаз мать в магазине или на пляже, начнёт рыдать, поскольку это событие для него крайне травмирующее. Чего уж говорить о трёхмесячном карапузе.

Однако существует и другая крайность – при первом же детском писке родители бросаются к кроватке, вытаскивают ребёнка и начинают судорожно укачивать, стремясь добиться полного его спокойствия.

Такие родительские реакции также не всегда адекватны ситуации, поскольку детский плач – совершенно естественный и, более того, единственный способ общения с окружающим миром. Возможно, малыш просто подал голос, показывая, что ему неудобно, но совсем скоро успокоится.

Необходимо тонко чувствовать своего ребёнка, его крик, поскольку мотив плача бывает разным. Кто-то плачет действительно только в «экстренных» ситуациях и нуждах. Другие же с «младых ногтей» становятся манипуляторами, заставляя маму подходить по первому же писку.

Что же делать маме, если ребёнок спит только на её руках? Ориентироваться на его особенности:

  • если он громко и подолгу кричит, нужно брать его на ручки, нежно разговаривать, осторожно покачивать. Такие действия обязательно успокоят даже самого беспокойного малыша;
  • если он засыпает на ручках, но неплохо переносит перекладывание в кроватку, нужно почаще петь ему колыбельные, чтобы он ощущал материнскую близость.

Как отучить ребёнка засыпать на руках?

Что в таком случае делать матери? Неужели ей придётся отказаться от прочих домашних дел и обязанностей, чтобы постоянно убаюкивать малыша и не спускать его со своих рук? Согласитесь, это крайне тяжело, тем более что кроха постепенно набирает массу тела.

Чтобы грудничок спокойно засыпал в кроватке, необходимо насытить его нужду в контакте с мамой днём (и ночью) любыми способами. Опытные мамы и специалисты приводят несколько рекомендаций:

  1. Для постоянного ощущения маминого тела можно носить ребёнка в слинге. Такое приспособление поможет также снять нагрузку со спины и освободить руки для выполнения домашних работ.
  2. Ещё один действенный метод – совместный сон. В первые недели жизни ребёнка специалисты советуют ставить детскую кроватку рядом с родительской постелью, чтобы малыш ощущал материнскую близость и чувствовал комфорт и безопасность.
  3. Новорождённого лучше пеленать перед засыпанием. Положение с прижатыми к туловищу руками и ногами похоже на внутриутробное состояние, а это создаёт у малыша ощущение безопасности. В таком случае ребёнок засыпает гораздо быстрее и реже пробуждается.
  4. Если ночью, выматывая маму постоянными капризами и плачем, можно изменить распорядок. На время не следует укладывать малыша днём, в таком случае он скорее заснёт вечером. Важно лишь не переусердствовать с дневной активностью.

Также следует побеспокоиться о приобретении удобной кроватки с приятным на ощупь постельным бельём. А чтобы ребёнку удалось поскорее привыкнуть к своей личной мебели, можно в неё положить материнскую вещь. Кроха почувствует знакомый аромат и быстрее заснёт.

Для приучения к самостоятельному засыпанию необходимо создать у малыша привычку к темноте. Например, днём окошки в комнате плотно занавешивают. В результате у ребёнка вырабатывается рефлекс – темно, значит, нужно засыпать.

А вот к укачиванию следует относиться крайне настороженно. Младенец может привыкнуть к таким движениям и вообще перестанет спать без предварительного качания.

Если ребёнок и в 3, и в 6 месяцев продолжает кричать при укладывании в кроватку и проситься обратно на мамины ручки, а никакие вышеописанные способы не работают, следует обратиться за психологической помощью.

Среди самых популярных советов специалистов выделяют несколько полезных рекомендаций:

  1. Не следует резко отказывать малышу в нежности, отклоняя его просьбу взять на ручки. Как уже было сказано, тактильный контакт позитивно отражается на развитии детей.
  2. Необходимо совершенствовать детское любопытство и мышление, наклоняя кроху над различными предметами и поднося его, например, к полкам. В этом случае ребёнок перестанет интересоваться исключительно материнскими руками.
  3. Важно демонстрировать любовь и нежность не просто объятиями, но и ласковым массажем, поцелуями, прикосновениями и прочими поглаживающими движениями.
  4. Изо дня в день необходимо учиться отличать манипуляционный плач от слёз, которые вызваны вполне объективными причинами (голод, мокрые пелёнки, испуг и т.д.).
  5. Если спящий малыш внезапно заплакал и вскрикнул, не следует незамедлительно брать его на ручки. Скорее всего, он самостоятельно успокоится через две или три минутки.
  6. Попробуйте установить чёткий дневной распорядок, который сформирует хорошую «традицию» засыпать в строго определённое время. Для этого полезно купать кроху и делать ему массаж перед засыпанием.
  7. Особую пользу несут продолжительные гуляния на свежем воздухе. Несмотря на то что о высокой активности говорить рано, новые впечатления помогут крохе заснуть поскорее и без укачивания.

Стараясь максимально насытить день ребёнка информацией и физической активностью, важно не переусердствовать. Иначе малыш может перевозбудиться и вообще не сомкнуть глазки. Вот почему необходимо за пару часов до ночного сна отказаться от шумных игр.

Как переложить малыша в кроватку?

Нередко бывает так, что дети вроде бы уже уснули на материнских ручках, однако при попытке переложить их в кровать резко пробуждаются. При этом некоторые крохи не плачут, а просто внимательно рассматривают уставшую маму и окружающую обстановку.

Родителям будет полезно знать, как приучить ребёнка . Психолог расскажет, какие способы приучения существуют и как избежать распространённых ошибок.

  • прежде чем убаюкивать ребёнка на руках, нужно подсунуть ему под щёку пелёнку таким образом, чтобы он смогла обхватить и часть лица, и плечо, и одну сторону живота;
  • когда младенец закроет глазки, нужно посидеть с ним примерно 5 — 10 минуток. Вероятно, он ещё не спит, а только дремлет, поэтому стоит подождать, когда его сон будет более крепким;
  • убедившись в «серьёзных намерениях» малыша, нужно переложить его в колыбель вместе с пелёнкой таким образом, чтобы его головка щекой продолжала находиться на ткани, как и при убаюкивании.

Не забывайте пеленать ребятишек на ночь. Когда мама держит малыша на ручках, тот находится в тесном и замкнутом пространстве, а когда укладывает в кровать, ребёнок чувствует излишнюю свободу. Верхние и нижние конечности начинают двигаться, в результате чего кроха пробуждается даже против своей воли.

В качестве вывода

Безусловно, регулярно держать бутуза на ручках очень утомительно, поскольку кроха с каждым днём становится ещё более упитанным. Именно поэтому необходимо обеспечивать тесную связь мамы с ребёнком другими, менее обременительными способами.

Специалисты рекомендуют почаще прижимать малыша к себе. Например, ночью можно его укладывать в кроватку, расположенную рядом с родительской постелью, носить в слинге. В этом случае после укладывания крохи спят спокойнее и не так часто пробуждаются.

Такие меры позволяют родителям реже применять ручки для того, чтобы «принудить» ребёнка к засыпанию. Малыш, насытившись взаимодействием с матерью в течение дня, быстро закрывает глазки, не боясь остаться без её тепла и запаха.

Ну и ещё важно понимать, что засыпание на ручках – это не навсегда. Совсем скоро ребёнок перерастёт данную привычку, и уже мама станет с ностальгией вспоминать о том, что её кроха когда-то крепко прижимался к ней, а не убегал, стараясь стать более самостоятельным и независимым.

Мамы жалуются: «Он висит на мне весь день!», «Я даже в туалет не могу сходить одна!», «У меня спина отваливается таскать его целыми днями!». Малыш не отлипает, в манеже вопит, в стульчике не сидит, хочет постоянно быть на руках.

В чем причина?

«Не приучай к рукам, потом на шею сядет!». «Поплачет и успокоится, нечего его баловать». Кто не слышал этих рекомендаций? Но все эти советы появились в очень жестокий период нашей истории: сначала революция, потом война, отсюда и ясли с четырех месяцев, и пятидневка…

Для того, чтобы дети не привязывались, а мамы не бросали работу для ухода за младенцами, и были придуманы эти методы, разрывающие самую важную и глубокую связь в психике человека: взаимную детско-материнскую любовь.

Последствия этой травмы в будущем: жестокость по отношению к себе и другим, нечуткость к чужим потребностям и границам, отказ от ответственности за свою жизнь. Базовое доверие к миру, без которого невозможно взросление и опора на себя, не формируется в отсутствии заботливого и любящего взрослого рядом с младенцем.

Поэтому главный совет такой: младенец до 6 месяцев должен бодрствовать рядом с мамой или другим близким взрослым. Тогда малыш спокоен и тратит энергию на развитие и рост. А когда кроха подрастет, есть свои правила и хитрости.

6-12 месяцев

Вечный двигатель! Это время активного освоения своих физических возможностей: малыш научился переворачиваться, сидеть, теперь его невозможно оставлять без присмотра на кровати. Поэтому так хочется посадить его в манеж или в стул, зафиксировать и немного расслабиться. Но его эволюционная задача совсем другая! Он хочет карабкаться, ползти, все трогать… И это нормально!

Что может предпринять мама?

✓ Вместо манежа - коврик или толстое одеяло на пол (не для тепла, а чтобы лоб не разбил, когда будет терять равновесие).
Несколько небольших игрушек, менять которые лучше каждые 10 минут.

✓ Коврик можно тянуть в другую комнату за собой, вместе с крохой, это так весело!

✓ Если ребенок очень просится на руки, не поднимайте его к себе «на верхний этаж», а присядьте или прилягте рядом с ним, позвольте лазить по себе, используйте эти моменты, чтобы самой поделать упражнения. Даже самая простая «качалочка» (вы лежите на спине, ноги согнуты в коленях и подняты под прямым углом, на голени положить малыша животиком вниз и качать вперед-назад) дарит массу положительных эмоций. Или присядьте к столу, часть кухонных работ можно выполнять сидя, все время подсовывайте малышу различные по форме и тактильным свойствам предметы и кусочки.

✓ Хорошая идея: прыгунки (не ходунки!), но не дольше, чем 15–20 минут. Главное - не поддавайтесь искушению дать крохе гаджет для игр .

Ребенок в возрасте 6–12 месяцев НЕ МОЖЕТ оставаться один дольше, чем несколько минут. Не сводите с него глаз! Секунда - и он уже перевернулся, дополз до края кровати и свалился. Или резво дотянулся до ваших колечек, оставленных на тумбочке, засунул их в рот, в нос. Потянул за край шторы, уронил цветок в горшке, и хорошо если только на пол, а не себе на голову.

Да, это утомляет. Но поверьте, это время довольно быстро закончится. Приглашайте друзей, няню, соседку последить за младенцем, чтобы вы могли передохнуть, но не оставляйте его одного надолго.

12–18 месяцев

Главная ошибка родителей: они начинают водить своего топотыжку за две ручки, потому что он очень хочет ходить, а его опорно-двигательный аппарат еще не готов. Вот тут ваша спина скажет вам: «До свиданья, увидимся у мануального терапевта!». Рекомендации все те же: не поднимать наверх и не помогать ходить, чаще садиться на пол, стимулировать ползание, спокойно выдерживать вопли и требования - здоровье важнее.

Я предложила маме проводить час перед сном в Алешиной комнате, в основном обнимаясь и ласкаясь. И укладывать его долго, не стремясь сбежать. Потому что это основная причина его плохого поведения: он все время вас караулит, чтобы мама была рядом и не уходила, а вы все время стараетесь поскорее сбежать, чтобы заняться своими делами. Не сказать, что Алеша сразу стал как шелковый, все же у мальчика есть проявления СДВГ, но дело явно пошло на поправку.

На приеме мама с сыном 4 лет. , от мамы не отходит, цепляется за ноги, приходит ночью, ноет, постоянно требует внимания. Мама истощена, есть еще 1,5-летняя малышка. Оказалось, что в раннем младенчестве Алеши родители с месяца , в другой комнате. «Свекровь сказала, так лучше для всех, мы будем высыпаться, он быстрее отучится от ночных кормлений. Но он кричал ночи напролет до полугода. Потом привык, но днем стал невыносим, все время бдит, не отпускает меня никуда, даже в туалет!».

Ох уж эти гаджеты!

Второе мое наблюдение касается новых реалий: гаджетов и соцсетей. Когда я начинаю расспрашивать мам, чем им так мешает младенец на руках, оказывается, что мама-то хочет спокойно пообщаться в сети, а малыш не дает. Крохе без вашего внимания становится скучно, грустно, неудобно, и он опять хочет к вам. И даже когда мама вроде бы занимается ребенком, но в руке у нее смартфон, малыш не получает внимания и начинает капризничать, стараясь переключить маму на себя. Та злится, сажает его в стульчик, сует в руки игрушку. Ребенок повышает громкость - и через пять минут мы имеем полноценный скандал в благородном семействе.

Маме-кудеснице удается удерживать ребенка на коврике или в стульчике, только если непрерывно и заинтересованно общаться с ним. Редко малыши сами послушно играют в кубики, хотя бывают и исключения. Как это примерно может выглядеть? Вы готовите, вещая в режиме «в эфире Детское Радио», каждые две минуты подкладываете крохе новый предмет, присаживаетесь рядом, весело что-то воркуете и не забываете повеселить и пощекотать малыша. Идете ванную? Пусть малыш проползет этот метр, ведь так намного интереснее.


Развивать малыша, четко следуя какой-то одной методике, вовсе не обязательно. Большую пользу принесут комплексные развивающие занятия для детей.

Ребенок растет, как цветок: хорошо удобрите почву и будете регулярно поливать - получите роскошную розу. Но не сразу. Младенец, напитавшийся вашим вниманием и уверенный в собственной безопасности, в должный момент станет играть самостоятельно и будет отпускать вас не только в туалет, но и в соцсети. Но это произойдет только если он будет абсолютно уверен, что вы никуда не денетесь.

Для ребенка важно ваше присутствие рядом, ваше внимание. Это не значит, что вы должны быть постоянным аниматором и транспортным средством. Ищите способы обращаться с малышом, чтобы он получал ваше тепло и заботу, но не висел на вас круглосуточно.

Ребенок просится на руки: брать ли его на руки при каждой просьбе или приучать к самостоятельности? Если отучать, то как? Почему малышу так необходимо “попасть” на ручки? Читайте в этой статье.

Ребенок постоянно просится на руки. Как быть?

Почему дети просятся на ручки?

Требование двухлетнего ребенка взять его на руки может обернуться проблемой.
Малыш может отказываться шагать рядом с идущим взрослым, хотя с удовольствием бегает вокруг него, когда родитель сидит. Такое поведение может выглядеть как лень или демонстративный отказ идти домой, но в действительности это редко бывает так.

Когда ребенок начинает ходить, этот процесс для него не связан с перемещением из пункта А в пункт Б, ходьба для него – это удаление от взрослого, а затем возвращение «на базу». Если база начинает двигаться сама, ребенок чувствует себя растерянным. Он может плюхнуться на землю и заплакать.

Если вы замедлите шаг, он не последует за вами, поскольку не может этого сделать. Если вы вернетесь и возьмете его за руку, малыш сможет пройти с вами несколько шагов, но, даже держась за руку, он не сможет идти с вами рядом – в этот момент он как бы не чувствует, что вы вместе. Поэтому до трехлетнего возраста ребенок просится на руки – так он чувствует, что он с вами.

Почему еще малыши любят сидеть на руках?

  • Во-первых, это дает ощущение особой эмоциональной близости – кроха соскучился, ему хочется, чтобы вы обратили на него внимание, приласкали его.
  • Во-вторых, детские ножки могут отдохнуть.
  • В-третьих, мылыш может быть не здоров или его что-то тревожит (например, режутся зубки).
  • В-четвертых, это дает чувство защищенности и безопасности . Например, кроха теперь выше проходящих мимо собак, которые могут испугать и т.д.
  • И наконец, когда вы берете ребенка на руки, его обзор увеличивается – до этого он видел на уровне ног и колес, а теперь видит все, что видите вы; и он может видеть лица взрослых и слышать, о чем они разговаривают.

Ваш малыш просится на ручки потому, что чувствует одиночество, ему необходимо почувствовать ваше тепло, близость родного ему человека рядом с которым он чувствует себя в безопасности.

Впоследствии, во взрослой жизни, это чувство одиночества, пережитое в младенчестве и в раннем возрасте, повлечет за собой:

  • ослабление чувства собственной безопасности;
  • дети могут вырасти менее уверенными в себе, менее общительными;
  • если мать то нежна с малышом, то груба в отношении к нему, у него может возникнуть установка: «меня любят только тогда, когда я хороший». В связи с этим в дальнейшем может сформироваться низкая самооценка, тревожность.

Маленьких детей можно и нужно брать на руки, когда у них возникает в этом потребность. Для них это необходимо, и это является доказательством того, что мир надежен, а они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесным прикосновениям, ласкам у малыша возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия – способность сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей.

Иногда взрослые, стремясь воспитать самостоятельного ребенка (особенно если это мальчик), боясь избаловать его и думая, что он уже достаточно «взрослый», все реже и реже берут его на руки, ласкают его. Тогда ребенок по-своему решает свою проблему. Так, если он не удовлетворен количеством и качеством телесных контактов, он может научиться добиваться их различными способами, манипулируя родителями.

Если вы долго не видели ребенка, например, он был в ясельках/садике или у бабушки, и, только увидев вас, кроха бежит сломя голову и бросается на ручки, ни в коем случае не отказывайте – мылыш должен убедиться, что вы все так же его любите и за эти пару часов разлуки ничего не изменилось. Если же вы, оправдываясь усталостью (и т.д.), этого не сделаете, малыш крошка может подумать, что вы его не любите и почувствовать себя брошенным и не нужным.. Если у вас есть проблемы со спиной, сядьте, но возьмите малыша на руки и крепко обнимите.

Ребенок раннего возраста, как правило, проявляет больше интереса к взрослому, который за ним ухаживает, чаще всего матери. Если эти отношения носят эмоционально положительный характер, то у ребенка формируется ранняя детская привязанность, с помощью которой удовлетворяется потребность ребенка в любви и безопасности. Исследования многих ученых доказали, что если в раннем возрасте ребенок привязан к матери или к другим близким родственникам, в дальнейшем он будет испытывать меньше проблем в учебе и в общении со сверстниками и со взрослыми.

Для ребенка раннего возраста общение со взрослым является необходимым условием его полноценного развития. К сожалению, некоторые родители подменяют истинное общение уходом за ребенком . Они предпочитают в первую очередь выполнить домашние дела, а уж после этого… Как правило, после того, как все дела сделаны, ни у мамы, ни у ребенка не остается сил и желания играть, читать книги… А ведь совместное чтение, игра, беседа с ребенком может принести столько радости, эмоционального тепла, удовольствия и для ребенка, и для мамы. Иногда несколько минут «теплого» общения с мамой, ласковая песенка, нежные прикосновения самого нужного на свете человека могут быть самым главным желанием малыша.

Многие родители торопятся научить малыша читать,считать и т.д. И порой, сами того не замечая, очень давят на него и даже требуют невозможного. Не берите с них пример, всему свое время – придет время и крошка сам попросит вас научить его.. А пока ему нужны Вы: близкий и родной человек, который его понимает, любит, оберегает. Вы для него - олицетворение огромного мира, доброго и приветливого, если вы добры и приветливы и злого и колючего, если это не так.

Как отучить ребенка от рук?

Если ребенок еще не может ходить с вами за руку, а вы не хотите (или не можете) нести его на руках, решением проблемы могут стать:

Если вы продолжаете носить ребенка на руках..

Если же ничего не помогает, и ребенок продолжает кататься на вас, как на личном транспорте, или вы осознанно решили продолжать носить малыша на руках, то:

Таким образом, на вопрос, брать ли ребенка на руки при каждой просьбе или приучать к самостоятельности, однозначного ответа мы дать не можем.. Решать вам.

Главное помните, малыш должен чувствовать себя любимым и нужным!

Мамы жалуются: «Он висит на мне весь день!», «Я даже в туалет не могу сходить одна!», «У меня спина отваливается таскать его целыми днями!». Малыш не отлипает, в манеже вопит, в стульчике не сидит, хочет постоянно быть на руках.

В чем причина?

«Не приучай к рукам, потом на шею сядет!». «Поплачет и успокоится, нечего его баловать». Кто не слышал этих рекомендаций? Но все эти советы появились в очень жестокий период нашей истории: сначала революция, потом война, отсюда и ясли с четырех месяцев, и пятидневка…

Для того, чтобы дети не привязывались, а мамы не бросали работу для ухода за младенцами, и были придуманы эти методы, разрывающие самую важную и глубокую связь в психике человека: взаимную детско-материнскую любовь.

Последствия этой травмы в будущем: жестокость по отношению к себе и другим, нечуткость к чужим потребностям и границам, отказ от ответственности за свою жизнь. Базовое доверие к миру, без которого невозможно взросление и опора на себя, не формируется в отсутствии заботливого и любящего взрослого рядом с младенцем.

Поэтому главный совет такой: младенец до 6 месяцев должен бодрствовать рядом с мамой или другим близким взрослым. Тогда малыш спокоен и тратит энергию на развитие и рост. А когда кроха подрастет, есть свои правила и хитрости.

6-12 месяцев

Вечный двигатель! Это время активного освоения своих физических возможностей: малыш научился переворачиваться, сидеть, теперь его невозможно оставлять без присмотра на кровати. Поэтому так хочется посадить его в манеж или в стул, зафиксировать и немного расслабиться. Но его эволюционная задача совсем другая! Он хочет карабкаться, ползти, все трогать… И это нормально!

Что может предпринять мама?

✓ Вместо манежа - коврик или толстое одеяло на пол (не для тепла, а чтобы лоб не разбил, когда будет терять равновесие).
Несколько небольших игрушек, менять которые лучше каждые 10 минут.

✓ Коврик можно тянуть в другую комнату за собой, вместе с крохой, это так весело!

✓ Если ребенок очень просится на руки, не поднимайте его к себе «на верхний этаж», а присядьте или прилягте рядом с ним, позвольте лазить по себе, используйте эти моменты, чтобы самой поделать упражнения. Даже самая простая «качалочка» (вы лежите на спине, ноги согнуты в коленях и подняты под прямым углом, на голени положить малыша животиком вниз и качать вперед-назад) дарит массу положительных эмоций. Или присядьте к столу, часть кухонных работ можно выполнять сидя, все время подсовывайте малышу различные по форме и тактильным свойствам предметы и кусочки.

✓ Хорошая идея: прыгунки (не ходунки!), но не дольше, чем 15–20 минут. Главное - не поддавайтесь искушению дать крохе гаджет для игр .

Ребенок в возрасте 6–12 месяцев НЕ МОЖЕТ оставаться один дольше, чем несколько минут. Не сводите с него глаз! Секунда - и он уже перевернулся, дополз до края кровати и свалился. Или резво дотянулся до ваших колечек, оставленных на тумбочке, засунул их в рот, в нос. Потянул за край шторы, уронил цветок в горшке, и хорошо если только на пол, а не себе на голову.

Да, это утомляет. Но поверьте, это время довольно быстро закончится. Приглашайте друзей, няню, соседку последить за младенцем, чтобы вы могли передохнуть, но не оставляйте его одного надолго.

12–18 месяцев

Главная ошибка родителей: они начинают водить своего топотыжку за две ручки, потому что он очень хочет ходить, а его опорно-двигательный аппарат еще не готов. Вот тут ваша спина скажет вам: «До свиданья, увидимся у мануального терапевта!». Рекомендации все те же: не поднимать наверх и не помогать ходить, чаще садиться на пол, стимулировать ползание, спокойно выдерживать вопли и требования - здоровье важнее.

Я предложила маме проводить час перед сном в Алешиной комнате, в основном обнимаясь и ласкаясь. И укладывать его долго, не стремясь сбежать. Потому что это основная причина его плохого поведения: он все время вас караулит, чтобы мама была рядом и не уходила, а вы все время стараетесь поскорее сбежать, чтобы заняться своими делами. Не сказать, что Алеша сразу стал как шелковый, все же у мальчика есть проявления СДВГ, но дело явно пошло на поправку.

На приеме мама с сыном 4 лет. , от мамы не отходит, цепляется за ноги, приходит ночью, ноет, постоянно требует внимания. Мама истощена, есть еще 1,5-летняя малышка. Оказалось, что в раннем младенчестве Алеши родители с месяца , в другой комнате. «Свекровь сказала, так лучше для всех, мы будем высыпаться, он быстрее отучится от ночных кормлений. Но он кричал ночи напролет до полугода. Потом привык, но днем стал невыносим, все время бдит, не отпускает меня никуда, даже в туалет!».

Ох уж эти гаджеты!

Второе мое наблюдение касается новых реалий: гаджетов и соцсетей. Когда я начинаю расспрашивать мам, чем им так мешает младенец на руках, оказывается, что мама-то хочет спокойно пообщаться в сети, а малыш не дает. Крохе без вашего внимания становится скучно, грустно, неудобно, и он опять хочет к вам. И даже когда мама вроде бы занимается ребенком, но в руке у нее смартфон, малыш не получает внимания и начинает капризничать, стараясь переключить маму на себя. Та злится, сажает его в стульчик, сует в руки игрушку. Ребенок повышает громкость - и через пять минут мы имеем полноценный скандал в благородном семействе.

Маме-кудеснице удается удерживать ребенка на коврике или в стульчике, только если непрерывно и заинтересованно общаться с ним. Редко малыши сами послушно играют в кубики, хотя бывают и исключения. Как это примерно может выглядеть? Вы готовите, вещая в режиме «в эфире Детское Радио», каждые две минуты подкладываете крохе новый предмет, присаживаетесь рядом, весело что-то воркуете и не забываете повеселить и пощекотать малыша. Идете ванную? Пусть малыш проползет этот метр, ведь так намного интереснее.


Развивать малыша, четко следуя какой-то одной методике, вовсе не обязательно. Большую пользу принесут комплексные развивающие занятия для детей.

Ребенок растет, как цветок: хорошо удобрите почву и будете регулярно поливать - получите роскошную розу. Но не сразу. Младенец, напитавшийся вашим вниманием и уверенный в собственной безопасности, в должный момент станет играть самостоятельно и будет отпускать вас не только в туалет, но и в соцсети. Но это произойдет только если он будет абсолютно уверен, что вы никуда не денетесь.

Для ребенка важно ваше присутствие рядом, ваше внимание. Это не значит, что вы должны быть постоянным аниматором и транспортным средством. Ищите способы обращаться с малышом, чтобы он получал ваше тепло и заботу, но не висел на вас круглосуточно.